О доречевом периоде развития ребенка
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Актуальной проблемой в современной логопедии остается работа с детьми, имеющими задержку речевого развития (ЗРР). Что предшествует этому состоянию? По какой причине оно возникает? Сразу ли ребенок рождается с задержкой речевого развития и какова роль родителей в первый год жизни ребенка? Попытаемся дать ответ на поставленные вопросы.
Очень важным и значимым в речевом развитии ребенка является период «предречевого» или «доречевого» развития. Многие современные родители не придают особого значения общению с новорожденным ребенком, считая основной обязанностью физический уход за ребенком. Но это не так. Предречевой период очень важный в речевом становлении малыша, фундамент его дальнейшего развития в устном и письменном высказывании, которое еще незаметно для окружающих его близких, но уже активно начинает свое формирование. Многие родители мало внимания обращают на первые вокализации ребенка в виде гласноподобных и слогоподобных звуков, другими словами появления гуления и лепета, таких важных составляющих в дальнейшем речевом развитии ребенка. Рассмотрим каждое понятие и его значение отдельно, а также их различия.
Под гулением понимают стадию доречевого развития ребенка, которая следует за криком, но предшествует лепету. Гуление у новорожденного ребенка появляется в период с двух до трех месяцев и продолжается до пяти – семи месячного периода. По звучанию, гуление представляет собой протяжные негромкие певчие звуки. На начальных этапах – это гласноподобные звуки и их сочетания приближенный к произношению гласных – А, У, Ы. Затем, когда ребенок уверенно протягивает гласные звуки, появляются слияния с согласными, как правило, заднеязычными и губными звуками - КА, ГУ, МА, ПА и т. д. Стоит отметить, что процесс гуления носит спонтанный характер. Его проявления происходят в спокойном эмоциональном состоянии в периоды бодрствования ребенка. Часто процесс гуления сопровождается «комплексом оживления» (улыбка, смех, хаотичные движения ручками и ножками), проявления которого наблюдаются к трехмесячному возрасту и говорят о нормальном нервно – психическом развитии новорожденного. Важным моментом является то, что практически все дети «гулят» одинаково и этот процесс не зависит от языкового окружения малыша. Гуление присутствует у детей, имеющих проблемы со слухом, в равной степени с детьми, относящихся к норме в слуховом развитии.
Однако, к шести – семи месяцам, издаваемые ребенком звуки и звукослияния начинают претерпевать изменения и напоминать звуки родного для него языка. Появляется лепет или лепетная речь, которая тоже относится к периоду доречевого развития, и следут за гулением, но до первых слов ребенка. Как говорилось выше, появление лепета происходит в шести – семимесячном возрасте и продолжается до двенадцатимесячного возраста. В звуковом плане лепет характеризуется слогоподобным произношением звуков – МА -МА -МА; ПА – ПА – ПА и т.д., при помощи которых ребенок может обозначить не только свои желания, но и требования. Очень часто лепет сопровождается предметно – манипулятивной деятельностью и активно проявляется на обращенную к нему речь взрослого. Со временем цепочки слогов начинают носить разнообразный характер, который отличается неодинаковым составом звуковых слияний, а напоминает разнообразные слоги. Высшим этапов в развитии лепета (девять – десять месяцев) появляется, так называемый «модулированный лепет» или «мелодичный лепет». Его проявления заключаются в эмоциональном повторении интонационной речи близких людей. В данный период малыш пользуется открытыми слогами и, что важно, использует их для обозначения желаемых для него предметов окружающей среды. Гуление детей из разных языковых культур имеет сходство в своих проявлениях, а лепет имеет свои отличительные языковые особенности. В период гуления малыш готов к освоению любого языка. В период лепета, как уже отмечалось, различаются интонационные нотки родного для ребенка языка. Исследования показали, что до трех месяцев процесс гуления не сопровождается работой слуха, а после трехмесячного возраста малыш активно прислушивается и слышит свой голос, интонационно повторяет услышанное и получает от этого эмоциональное удовольствие.
Родителям, у которых появился малыш, нужно начинать общаться с ним с первых дней в периоды бодрствования. О чем говорить, можно поделиться своими рассуждениями или переживаниями, читать детские песенки, потешки и прибаутки. Даже если ребеночек капризничает, не впадать в панику, а продолжать эмоционально спокойное общение с ним, в результате чего он успокоится. Как говорилось выше, малыш до года очень восприимчив к эмоциональной составляющей взрослой речи и понимает ее. Не стоит выяснять отношение при ребенке, пусть даже он маленький, но интонацию он понимает и реагирует на нее испугом. Не только речевые, но и поведенческие модели закладываются в младенчестве. Диалог, даже с первых дней жизни ребенка, нужно вести на равных. Говорите ему, как вы любите его, что он самая большая драгоценность для вас. Обобщив весь материал, можно выделить основные правила общения родителей с маленьким членом семьи:
1. Разговаривайте с малышом, как можно больше.
2. Пойте песенки, потешки, рассказывайте сказки.
3. Говорите с ребенком эмоционально ровно, без сюсюканий и искажений.
4. Комментируйте все ваши действия и желания.
5. Называйте предметы, к которым подносите ребенка, про которые говорите, либо он их сам показывает.
Эти простые правила принесут вам невероятную пользу и удовольствие в общении с ребенком, но и будут стимулировать потребность в общении ребенка с вами.
Непосредственное эмоциональное общение с близкими взрослыми создает у малыша радостное настроение, повышает его познавательную и речевую активность в целом, что является тем фундаментом, который необходим не только для речевого, но и когнитивного развития.
Родителям малыша необязательно обладать красноречием, чтобы развивать речь ребенка. Для развития потребности в общении ребенка (и наоборот) потребуется только любовь и искреннее желание в этом его родителей.