+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Путешестие в весенний лес

Автор: Сироткина Елена Владимировна

Логопедическое занятие   в старшей группе для детей с ОНР на тему:

                                    «Путешествие в весенний лес».

Выполнила: учитель-логопед

Сироткина Е.В.

Отрасль: Познательное и речевое развитие

Цель:

-      уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

 

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

-           развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развиваюцие задачи:

совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании, память, внимание, мышление;

Коррекционно-воспитательные задачи:

-      воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

-развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джокотерапия.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, предметные картинки, костюмы «Весны», «Лешего», Бабы-Яги», «Водяного», сундучок, березка, березовые листочки, массажные коврики, артикуляционные шарики на нитке, домик для Бабы-Яги, зимняя и весенняя одежда, картинка «Что перепутал художник?»,весенний пейзаж, картинки птиц, зеленые полянки, подснежники,  грустное солнышко, веселое солнышко, лучики, су-джок ( на подгруппу), аудиозапись песни «Песенка капель».

 

 

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о птицах, животных, растениях,  заучивание песни «Песенка капель
                                       

Ход совместной деятельности:

Логопед:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро!-солнцу и птицам.

-Доброе утро!-улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

 - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. Ребята, сегодня мы поговорим о... Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте стихотворение:

(Логопед читает стихотворение)

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

(Михаил Пляцковский)

 

Логопед: Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: о весне.

Логопед: Мы сегодня с вами будем говорить о весне. Давайте для начала вспомним, какие  весенние месяцы мы знаем.

Дети:  Март, апрель, май.

Логопед: Я прочитаю загадки, а вы постарайтесь догадаться о каком месяце загадка.             (Логопед читает загадки)

Ручейки бегут быстрее,                              Мишка вылез из берлоги,

Светит солнышко теплее.                          Грязь и лужи на дороге,

Воробей погоде рад                                    В небе жаворонка трель          

- Заглянул к нам месяц ...                           -В гости к нам пришёл…

          (Март)                                                                     (Апрель)

                                 Зеленеет даль полей,

                                 Запевает соловей.

                                 В белый цвет оделся сад,

                                 Пчёлы первые летят.

                                 Гром грохочет. Угадай,

                                 Что за месяц это?            (Май)

Логопед:  выразите радость людей от встречи с весной. Покажите как вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке. Представьте себя доброй и ласковой  Весной. Пригрело солнышко, снег растаял, и попало медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

(сопровождается схематичными картинками мимики)

Логопед: Ну, что же для того, чтобы встретиться с Весной, я предлагаю вам отправиться в сказку. Давайте возьмемся крепко за руки, потому что мы одна команда. Улыбнёмся друг другу желая удачи, крепко закроем глаза, дружно произнесём волшебное заклинание Крабле- Крабле- Крокс! Открывайте глаза, вот мы и в сказке. Ребята, а вам не кажется, что здесь как-то холодно и сыро? А вот какое-то письмо, давайте прочитаем его.

ПИСЬМО

«Я Кощей Бессмертный, заколдовал и забрал в своё царство Весну, чтобы она не принесла людям тепла и радость.»

Логопед:  Ребята, нам нужно обязательно вернуть Весну, ведь жизнь без весны на земле невозможна.

Логопед:   Путь наш лежит через лес дремучий, но мы же трудностей не боимся, правда, ребята?

Логопед:   Посмотрите какая узкая здесь тропинка, идите осторожно на носочках по одному. Слева овраг, через него кто-то мостик проложил, идите друг за другом не упадите.

Логопед:    Посмотрите мы с вами вышли к домику Бабы Яги, тоже наверное замёрзла старушка.

Б. Я. На улице холодно и сыро, печку нечем растопить, нашла какую-то бумажку, да и та мокрая (достаёт обрывок письма)

Логопед:    Дети да это же подсказка.

Б. Я. Вам нужна моя бумажка? Тогда поиграйте со мной.

Логопед:    Что ж ребята, поиграем?

Б. Я. :Посмотрите, какая березка. Красивая?

Дети: Нет.

Б. Я. : Почему?

Дети: Она стоит без листиков.

Б. Я. : За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький

листочек, а вы будете «одевать» нашу березку, и мы посмотрим какой она

станет. 

Б. Я. : Назовите одним словом, то, что я покажу

- Участок земли где растаял снег? (проталина)

- Цветок растущий из-под снега? (подснежник)

- Март, апрель, май? (весенние месяца)

- Домик для птиц? (скворечник)

- Птицы которые осенью улетают, а весной прилетают? (перелётные птицы)

- Тает снег, с крыш капает? (капель)

   Правильно, молодцы. А теперь давайте подберём слова, которыми можно описать явления весны.

-Какое весной небо? (голубое, светлое)

- Какое солнышко? (тёплое, ласковое, яркое, ясное)

- Какой ручеёк? (чистый, журчащий, звенящий, звонкий)

- Какая весна? (яркая, тёплая, солнечная, весёлая)

Б. Я. : Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой.

Значит, вы знаете много слов о весне.

Логопед: Что ж Баба Яга поиграли мы с тобой, отдашь ли ты нам подсказку?

Б. Я. Хорошо, берите.

Логопед: А здесь вот что написано? «Помогите мальчику Саше - выберите весеннюю одежду для него.

-Посмотрите, в сундучке лежит одежда. Давайте, разложим одежду на стульчики - на один стульчик положим зимнюю одежду, на другой весеннюю одежду. Каждый из вас возьмет по одному предмету и полным предложением скажет, какую вещь зимнюю или весеннюю он взял.

-Какую одежду мы выбрали для Саши?

Дети: ( полным ответом) Для Саши мы выбрали весеннюю одежду.

 

 

Логопед: Ребята, не хочет зима уходить, упирается, снегом засыпает, ветрами холодит. А так хочется, чтобы поскорее тепло настало, что же делать? Как зиму прогнать?

Посмотрите на картину, её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но зима ему мешала. Что же на картине нарисовано не верно? (дети исправляют ошибки, называя их: весной нет яблок на деревьях; весной не катаются на лыжах; весной у зайца шубка серая, а не белая; весной дети не купаются в реке; весной распускаются подснежники, а не ромашки)

Логопед: Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая весна. Но не хватает здесь птиц.

Логопед: А каких перелетных птиц вы знаете? Почему их так называют?

Дети : Грач, аист, кукушка, скворец и т.д. Перелетных птиц так называют, потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.

А теперь мы с вами  превратимся в журавлей и поучимся летать.

Дыхательное упражнение «Журавли учатся летать» (руки разводят в стороны, поднимают до уровня плеч- вдох , при опускании рук- выдох через рот).

 

Логопед: Ребята, нам пора отправляться в путь. Вот мы шли, шли, шли и в лес дремучий забрели.

Да ведь это владения Лешего.

Леший:  Кто это моё уединение нарушил, и без вас есть дела. Вот к приходу весны готовлюсь, порядок навожу, сухие ветки убираю, а это что такое?

Логопед: Да, это же ещё одна подсказка. Давайте присядем и постараемся выполнить следующее задание. Задание здесь труднее прежнего.

Леший: ИГРА «Зелёный цвет» Перед вами ребята полянка зелёного цвета, нужно разложить на ней весенние цветы .

-А какие весенние цветы вы знаете

Дети : Подснежники, мать -и- мачеха, крокус, ландыши, тюльпаны…

Леший: Положите подснежник  в левый нижний угол зелёного квадрата. И т.д.

 

Логопед: Ох, и трудная работа, но мы ещё не все части письма нашли. Недалеко от меня живёт Водяной, думаю он нам поможет.

Логопед: Посмотрите дети как здесь сыро. Ребята, давайте представим, что мы с вами в резиновых сапогах, а вокруг много луж, пошлепаем по ним ногами.

 

 

Массаж ступней на ковриках.

Давайте пошлепаем по лужам. Теперь одной ногой прижмем льдинку, а другой скользим по ней. А теперь поменяем ножки. Наши ножки превратились в гусениц(выполняем упражнение «Гусеница»).Молодцы!

Логопед: Ну, вот мы и добрались до Водяного.

 Водяной: Видел я подсказку, но вам просто так не отдам.

 Развеселите солнышко. Посмотрите ребята, солнышко грустное. Как вы думаете, почему оно грустное?

Дети - У него нет лучиков.

        (На экране  изображение грустного солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)                                                                            

Водяной: Вокруг грустного солнышка приметы различных времён  года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы. Развеселите солнышко.

(На каждый правильный ответ солнышку добавляется лучик)

Водяной: Посмотрите, солнышко заулыбалось. Это оно вас благодарит, за то, что вы помогли ему. Какое солнышко стало веселое, покажите мне.

Логопед:  У солнышка теперь много ярких лучиков. Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

Логопед: А теперь давайте ощутим  прикосновение его лучиков.

 (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо.( поглаживание)

 Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

 По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

 Артикуляционная гимнастика с применением шарика

А от ярких солнечных лучиков с крыш закапала капель(до шарика дотронуться языком) Капельки сбегают по крыше, по сосульке вниз(сделать «Лопаточку» и катать шарик сверху вниз) .

И верхушки сугробов подтаивают(сделать «Горку» и катать шарик сверху вниз).

 И все капельки собираются в одну большую лужу(сделать «чашечку» и положить туда шарик - необходимо удержать 5 сек.).

Капельки попадают на карнизы на стволы деревьев и сбегают вниз.(передвигать языком шарик вправо-влево).

А теперь поиграем с капелькой (толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально). Ловить шарик губами, с силой выталкивать , «выплевывать» его).

 

Логопед:  А теперь давайте Споем для нашего Водяного песенку «Капель».

(пение песни)

Водяной: Какая красивая песенка. Спасибо ребята. Вот вам подсказка, а я отправляюсь в свои владения.

(Водяной благодарит за песенку и уходит.)

Логопед: И вот весной оживает природа, прилетают птицы, просыпаются звери, насекомые, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.