Система коррекционной работы в группе для детей с ТНР
Автор: Подя Светлана Александровна
Консультация
«Система коррекционной работы в группе для детей с ТНР»
Подготовила учитель-логопед: Подя С.А.
Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (приемущественно, на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР. Основным контингентом таких групп являются дети:
· с общим недоразвитием речи (ОНР; ринолалия, осложненная ОНР; дизартрия, алалия, ФФН);
· с заиканием.
В группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения работают разные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели. Каждому специалисту, работающему с данной категорией детей, важно помнить: неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе.
Трудность в работе с детьми с ТНР связана с тем, что у многих детей отмечается сложная структура дефекта. У большинства детей проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротивляемость к различным инфекциям, аллергическим реакциям, к хроническим заболеваниям внутренних органов. Поэтому большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия. Большинство воспитанников логопедических групп находятся под медицинским наблюдением и на периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и отоларинголога.
Хочу остановиться на наиболее часто встречающемся неврологическом диагнозе детей логопедических групп, это последствие ППЦНС (Перинатальное поражение центральной нервной системы)
ППЦНС - это собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в период беременности, родов и первой недели жизни ребёнка.
Основные варианты последствий ППЦНС:
· Задержка психического, моторного или речевого развития.
· Минимальная мозговая дисфункция (синдром гиперактивности или дефицита внимания)
· Невротические реакции.
· Эпилепсия.
У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией.
Лечение ППЦНС, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться неврологам и педиатрам , включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры,
Так как у одного ребёнка с ППЦНС чаще всего отмечается сочетание нескольких синдромов заболевания, лечение должно быть комплексным под контролем врача –невролога при участии психолога, логопеда, ортопеда, педагога-дефектолога.
Родители должны помнить, что чем раньше начинается лечение детей с ППЦНС, тем больше шансов у ребёнка жить полноценной жизнью.
Для детей с ОНР характерно недоразвитие всех компонентов языковой системы. Так у детей данной категории позднее, чем у нормально развивающихся сверстников возникает период детского словотворчества и затягивается до 7 – 8 лет.
У детей с ОНР недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи. Они затрудняются в словообразовании, допускают ошибки в употреблении предлогов, ошибки в падежных окончаниях, нарушение порядка слов в предложении.
Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны речи, отмечаются трудности дифференциации звуков, во владении звукобуквенным анализом. Дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картинок, пересказ произведений сложен для них, не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто основная мысль перебивается посторонними мыслями. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей.
Успех корекционно-воспитательной работы в специализированной логопедической группе определяется строго продуманной системой, тесным взаимодействием учителя логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Воспитатель логопедической группы помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:
· Постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.
· Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
· Целенаправленная активизация отработанной лексики.
· Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
· Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
· Формирование связной речи.
· Закрепление навыков чтения и письма.
Основные направления коррекционной работы воспитателя:
· Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
· Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, в играх и развлечениях.
Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества. Кроме того, требуются и специальные знания в области логопедии, дошкольной психологии, физиологии
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы по формированию лексико-грамматических категорий предполагает взаимосвязь и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя, которая осуществляется по плану логопеда. Эти специалисты выступают в качестве социальных партнеров.
Эффективная коррекция речевого дефекта возможно лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению.