+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование информационно-коммуникатиных технологий в логопедической работе

Автор: Гончарова Елена Владимировна

Расстройства речи детей обуславливают неподготовленность таких детей к обучению чтению, письму, математике, а в дальнейшем могут явиться причиной неуспеваемости.

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения детей сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и появляются также в речевой деятельности. Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушение речи, осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы коррегирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы речевой и неречевой деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала.

В логопедической работе особенно большое внимание необходимо уделять старшим дошкольникам, так как своевременное выявление и проведение коррекции речевых дефектов предупреждают трудности овладения навыками чтения и письма.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции использование ИКТ в коррекционной работе обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

-проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

-позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (неожиданные и необычные эффекты);

- компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе.

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ. Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) во время проведения НОД подбирает логопед. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей  имеет следующие достоинства:

- осуществление полисенсорного восприятия материала;

-возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;

Презентации вызывают у детей живой интерес, являются  прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Средства «мультимедиа» воздействуют сразу на несколько органов человеческих чувств и представляют информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Желание логопеда разнообразить  деятельность детей, сделать ее еще более интересной и познавательной, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются учителем-логопедом, прежде всего, с целью коррекции нарушений устной и письменной речи, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий:

1.      При объяснении нового материала.

2.      При закреплении.

3.      При повторении.

4.      При обобщении.

5.      При обследовании.

6.      В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия.

7.      В коррекционной работе на лексическом уровне.

8.      В коррекционной работе на синтаксическом уровне.

9.      В коррекционной работе по развитию связной речи дощеольников.

            Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной деятельности в триаде «ребенок-родитель-педагог», в ДОУ можно оборудовать семейную медиатеку.

Рубрика «Советы логопеда» содержит конкретные рекомендации:

- как выявить уровень развития некоторых составляющих речи ребенка. Например, как проверить уровень развития фонематического слуха и т.д.;

- как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребенка, создавать положительную мотивацию к занятиям);

-как относиться к речевым ошибкам и исправлять их;

-как развивать мелкую моторику рук.

Рубрика «Артикуляционная гимнастика» предлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции.

Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы. Использование ИКТ в логопедической работе может стать мощным техническим средством обучения, коррекции, необходимым для совместной деятельности логопеда, родителей и дошкольников.