Использование информационно-коммуникатиных технологий в логопедической работе
Автор: Гончарова Елена Владимировна
Расстройства речи детей обуславливают неподготовленность таких детей к обучению чтению, письму, математике, а в дальнейшем могут явиться причиной неуспеваемости.
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения детей сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и появляются также в речевой деятельности. Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушение речи, осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы коррегирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы речевой и неречевой деятельности, учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала.
В логопедической работе особенно большое внимание необходимо уделять старшим дошкольникам, так как своевременное выявление и проведение коррекции речевых дефектов предупреждают трудности овладения навыками чтения и письма.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции использование ИКТ в коррекционной работе обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
-проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
-позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ. Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) во время проведения НОД подбирает логопед. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
-возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
Презентации вызывают у детей живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Средства «мультимедиа» воздействуют сразу на несколько органов человеческих чувств и представляют информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Желание логопеда разнообразить деятельность детей, сделать ее еще более интересной и познавательной, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются учителем-логопедом, прежде всего, с целью коррекции нарушений устной и письменной речи, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца.
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий:
1. При объяснении нового материала.
2. При закреплении.
3. При повторении.
4. При обобщении.
5. При обследовании.
6. В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия.
7. В коррекционной работе на лексическом уровне.
8. В коррекционной работе на синтаксическом уровне.
9. В коррекционной работе по развитию связной речи дощеольников.
Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной деятельности в триаде «ребенок-родитель-педагог», в ДОУ можно оборудовать семейную медиатеку.
Рубрика «Советы логопеда» содержит конкретные рекомендации:
- как выявить уровень развития некоторых составляющих речи ребенка. Например, как проверить уровень развития фонематического слуха и т.д.;
- как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребенка, создавать положительную мотивацию к занятиям);
-как относиться к речевым ошибкам и исправлять их;
-как развивать мелкую моторику рук.
Рубрика «Артикуляционная гимнастика» предлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции.
Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы. Использование ИКТ в логопедической работе может стать мощным техническим средством обучения, коррекции, необходимым для совместной деятельности логопеда, родителей и дошкольников.