Психолого-педагогическое сопровождение и оказание помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития
Автор: Словянкова Наталия Николаевна
В данной статье раскрыт опыт работы учителя – логопеда в ДОУ. Данная система взаимодействия с родителями построена на принципе «Родитель не гость, а полноправный член ДОУ». В статье раскрыты разнообразные формы работы с родителями, апробированнные на практике. Предложенный опыт может быть использован в практической деятельности педагогов ДОУ, работающих с семьями, имеющими детей с нарушениями развития.
В ходе мониторинга 2011—2013 г. были получены следующие данные: по окончании коррекционного курса обучения в ДОУ 97% детей имеют исправленную речь, у 3% детей речь не автоматизирована, так как они имеют сложный диагноз. В связи с этим дети попадают в школу и не усваивают школьную программу уже на начальной ступени. Хотелось бы отметить рост детей с нарушениями в речевом развитии.
Специальное коррекционное образование в городе представлено следующими учреждениями: ДОУ комбинированного вида (4), ДОУ компенсирующего вида (1), логопункт при ДОУ (2), логопункт при школе имени М. И. Калинина, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей VIII вида, логопед в детской городской поликлинике. На территории города постоянно действующая служба осуществляет учет детей с нарушениями развития, по возможности определяет маршруты индивидуального сопровождения каждого ребенка.
Однако анализ качества специализированного (коррекционного) образования показывает низкий охват детей, что объяснятся рядом причин: ограниченное количество мест в специализированных группах и учреждениях, неоднородный контингент детей, кадровая неукомплектованность специалистами и низкая профессиональная компетентность воспитателей, отсутствие преемственности в дошкольной и школьной работе.
В 2008 г. был проведен анализ условий оказания и результатов коррекционной работы, который привел к осознанию необходимости расширить количество логопедических групп для охвата всех детей, нуждающихся в логопедической помощи; перестроить работу специалистов для решения главной проблемы — коррекции недостатков развития детей, подготовки их к школе, к самостоятельной жизни и целесообразности ее оказания не с 5 лет, а раньше. В то же время была выявлена необходимость создания комплексной системы работы с воспитанниками с нарушениями в развитии через взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.
В нашем ДОУ функционирует логопедическая группа, которую посещают воспитанники, нуждающиеся в логопедической помощи. В процессе коррекционной работы проводится комплексное сопровождение не только самого ребенка, но и его родителей. Вся работа с родителями строится под девизом «Родитель не гость, а полноправный член ДОУ».
Система работы в ДОУ подразумевает:
- установление партнерских отношений с родителями;
- установление взаимосвязи логопеда со специалистами ДОУ;
- создание единого логопедического (речевого) режима в ДОУ.
Созданный единый логопедический (речевой) режим в ДОУ включает в себя: развивающую среду, построенную с учетом возрастных, типологических особенностей детей, стимулирующую общее и речевое развитие детей с нарушениями речи; систему занятий, составленную с учетом программных требований, индивидуальных, возрастных особенностей дошкольников, с учетом степени и тяжести речевых нарушений детей. Основными формами работы с дошкольниками являются групповые, подгрупповые и индивидуальные, построенные через использование игры как средства познания действительности.
Важным фактором в реализации проекта стало установление взаимодействия со специалистами ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Активно воздействуя на ребенка, каждый педагог строит свою работу на основе принципов единой педагогической парадигмы. Система работы отражена в плане взаимодействия и направлена на формирование и развитие дошкольников с речевыми проблемами.
В процессе реализации проекта я пришла к осмыслению того, что достижение поставленной цели невозможно без установления партнерских отношений с родителями воспитанников, посещающих логопедическую группу ДОУ. Поэтому следующим этапом стало установление тесного сотрудничества с родителями воспитанников, так как успех работы с ребенком во многом зависит от позиции семьи (данная деятельность проводится в русле одного из направлений работы ДОУ № 16 «Организация работы детского сада в микрорайоне: работа с родителями, общественностью» под девизом «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ»). Работа с родителями была построена по этапам.
Первый этап включал первичное знакомство с семьей. Учитывая специфику логопедических групп, было очень важно именно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им доброжелательное отношение к детскому саду. Большую роль в информировании родителей о возможностях ДОУ, о значимости своевременной коррекционной помощи детям с проблемами развития, о значимости грамотной речи в жизни человека сыграли СМИ, управление образованием.
Второй этап включал всестороннее изучение каждой семьи.
Перед собой я поставила задачи: поближе познакомиться с каждой семьей, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт; дать почувствовать, что здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать проблемы коррекции недостатков развития.
Для достижения поставленного использовала разнообразные методы изучения семей — наблюдение, анкетирование, опросы, индивидуальные беседы и консультации, изучение документов, посещение на дому. Данные методы дают возможность получить достаточно цельное представление о каждой семье и помогают выработать свой индивидуальный дифференцированный путь в работе с родителями.
Третий этап заключался в сотрудничестве логопеда и семьи, на основе составленного перспективного плана взаимодействия с семьями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Работа с семьями основывалась на трех слагаемых: итогах проведенного исследования семей, анализе запросов и пожеланий родителей, ежегодных задачах детского сада.
Четвертый этап является самым продолжительным: взаимодействие семьи и учителя-логопеда (практический).
В своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Наиболее оригинальными, эффективными стали: индивидуально-практические занятия, издательская деятельность, использование компьютерных технологий, информационная корзина, дневник читателя, дневник индивидуальных занятий, родительские собрания в форме семинаров-практикумов, родительские гостиные.
«Учимся у тех, кого любим», — это выражение как нельзя более точно объясняет роль мамы на занятиях. В течение всего курса обучения проводились систематические индивидуально-практические занятия в присутствии матери в качестве пассивного участника, а затем и активного, что позволило установить контакт между логопедом и родителем, между родителем и ребенком, заинтересовать родителей отслеживанием динамики развития и достижения лучших результатов работы.
Одна из форм работы — «Дневник индивидуальных занятий», который является для родителей азбукой обучения ребенка правильной речи, а логопеду помогает выстроить последовательность прохождения разделов плана работы и объем материала в каждом из них. На первой странице тетради размещено обращение к родителям в форме рекомендаций.
Коллектив нашей группы, в котором я работаю уже 11 лет, придает серьезное значение подготовке детей с нарушениями речи к школе. Поэтому приоритетным направлением в работе считаем подготовку к этому как детей, так и их родителей. Для этого мы используем такую форму взаимодействия с родителями, как издательская деятельность, так как традиционные формы информирования (стенды) требуют определенного времени для ознакомления с ними. С этой целью наше учреждение стало выпускать буклеты, содержащие необходимую информацию по различным коррекционным вопросам. Буклеты издаются как для родителей логопедических групп, так и для массовых групп ДОУ. Наряду с буклетами печатаются и распространяются памятки для родителей. В логопедической работе с родителями использую также материалы, записанные на электронных носителях.
Пятый этап деятельности учителя-логопеда по взаимодействию с семьями — оценка эффективности проводимой работы (рефлексия). Работа с родителями тоже была проанализирована и оценена. Итоги работы были представлены в виде творческих отчетов, экранов достижений, выставок, итоговых мероприятий совместно с родителями, где каждый мог проявить себя и увидеть, чему научился.
По результатам мониторинга, проведенного за последние 3 года, и сравнительного анализа был сделан вывод, что родители заинтересованы в результатах воспитания ребенка, нужно только правильно организовать процесс.
Построение оптимальной модели специального образования в городе учитывает современные требования образования:
- совершенствование муниципальной нормативной правовой базы специального (коррекционного) образования, обеспечивающей стабильное правовое и финансовое функционирование специального образования;
- введение ФГОС в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении;
- развитие интеграционных и инклюзивных процессов, дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- решение вопросов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их семей;
- развитие кадровой политики в муниципальной системе специального (коррекционного) образования;
- совершенствование материально-технического оснащения системы образовательных учреждений, предоставляющих образовательные и реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам;
- открытие логопунктов при муниципальных дошкольных, школьных учреждениях.
Библиографический список
1. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.:ТЦ Сфера, 2003.-112 с.
2. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с.
3. Шипицына Л. М, Хилько А. А., Галлямова Ю. С, Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб.:Речь, 2005.- 240 с.