+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Психолого-педагогическое сопровождение и оказание помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития

Автор: Словянкова Наталия Николаевна

Краткое описание работы
В данной статье раскрыт опыт работы учителя – логопеда в ДОУ. Данная система взаимодействия с родителями построена на принципе «Родитель не гость, а полноправный член ДОУ». В статье раскрыты разнообразные формы работы с родителями, апробированнные на практике. Предложенный опыт может быть использован в практической деятельности педагогов ДОУ, работающих с семьями, имеющими детей с нарушениями развития.

В ходе мониторинга 2011—2013 г. были получены следующие данные: по окончании коррекционного курса обучения в ДОУ 97% детей имеют исправленную речь, у 3% детей речь не автоматизирована, так как они имеют сложный диагноз. В связи с этим дети попа­дают в школу и не усваивают школьную программу уже на начальной ступени. Хотелось бы отметить рост детей с нарушениями в речевом развитии.

Специальное коррекционное образование в городе представлено следующими учреж­дениями: ДОУ комбинированного вида (4), ДОУ компенсирующего вида (1), логопункт при ДОУ (2), логопункт при школе имени М. И. Калинина, специальная (коррекционная) шко­ла-интернат для детей VIII вида, логопед в детской городской поликлинике. На территории города постоянно действующая служба осуществляет учет детей с нарушениями развития, по возможности определяет маршруты индивидуального сопровождения каждого ребенка.

Однако анализ качества специализированного (коррекционного) образования показы­вает низкий охват детей, что объяснятся рядом причин: ограниченное количество мест в специализированных группах и учреждениях, неоднородный контингент детей, кадровая неукомплектованность специалистами и низкая профессиональная компетентность воспи­тателей, отсутствие преемственности в дошкольной и школьной работе.

В 2008 г. был проведен анализ условий оказания и результатов коррекционной работы, который привел к осознанию необходимости расширить количество логопедических групп для охвата всех детей, нуждающихся в логопедической помощи; перестроить работу спе­циалистов для решения главной проблемы — коррекции недостатков развития детей, под­готовки их к школе, к самостоятельной жизни и целесообразности ее оказания не с 5 лет, а раньше. В то же время была выявлена необходимость создания комплексной системы ра­боты с воспитанниками с нарушениями в развитии через взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

В нашем ДОУ функционирует логопедическая группа, которую посещают воспитанни­ки, нуждающиеся в логопедической помощи. В процессе коррекционной работы проводит­ся комплексное сопровождение не только самого ребенка, но и его родителей. Вся работа с родителями строится под девизом «Родитель не гость, а полноправный член ДОУ».

Система работы в ДОУ подразумевает:

- установление партнерских отношений с родителями;

- установление взаимосвязи логопеда со специалистами ДОУ;

- создание единого логопедического (речевого) режима в ДОУ.

Созданный единый логопедический (речевой) режим в ДОУ включает в себя: разви­вающую среду, построенную с учетом возрастных, типологических особенностей детей, стимулирующую общее и речевое развитие детей с нарушениями речи; систему занятий, со­ставленную с учетом программных требований, индивидуальных, возрастных особенностей дошкольников, с учетом степени и тяжести речевых нарушений детей. Основными формами работы с дошкольниками являются групповые, подгрупповые и индивидуальные, построен­ные через использование игры как средства познания действительности.

Важным фактором в реализации проекта стало установление взаимодействия со специ­алистами ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Активно воздействуя на ребенка, каждый педагог строит свою работу на основе принципов единой педагогиче­ской парадигмы. Система работы отражена в плане взаимодействия и направлена на фор­мирование и развитие дошкольников с речевыми проблемами.

В процессе реализации проекта я пришла к осмыслению того, что достижение постав­ленной цели невозможно без установления партнерских отношений с родителями воспи­танников, посещающих логопедическую группу ДОУ. Поэтому следующим этапом стало установление тесного сотрудничества с родителями воспитанников, так как успех работы с ребенком во многом зависит от позиции семьи (данная деятельность проводится в русле одного из направлений работы ДОУ № 16 «Организация работы детского сада в микрорай­оне: работа с родителями, общественностью» под девизом «Родитель — не гость, а полно­правный член команды ДОУ»). Работа с родителями была построена по этапам.

Первый этап включал первичное знакомство с семьей. Учитывая специфику логопе­дических групп, было очень важно именно с первого знакомства завоевать доверие ро­дителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им доброжелательное отношение к детскому саду. Большую роль в информировании родителей о возможностях ДОУ, о значимости своевременной коррекционной помощи детям с проблемами развития, о значимости грамотной речи в жизни человека сыграли СМИ, управление образованием.

Второй этап включал всестороннее изучение каждой семьи.

Перед собой я поставила задачи: поближе познакомиться с каждой семьей, познако­мить родителей между собой, наладить непосредственный контакт; дать почувствовать, что здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать проблемы коррекции недостатков развития.

Для достижения поставленного использовала разнообразные методы изучения семей — наблюдение, анкетирование, опросы, индивидуальные беседы и консультации, изучение документов, посещение на дому. Данные методы дают возможность получить достаточно цельное представление о каждой семье и помогают выработать свой индивидуальный диф­ференцированный путь в работе с родителями.

Третий этап заключался в сотрудничестве логопеда и семьи, на основе составленного перспективного плана взаимодействия с семьями на учебный год (с возможными измене­ниями и дополнениями в ходе его реализации). Работа с семьями основывалась на трех слагаемых: итогах проведенного исследования семей, анализе запросов и пожеланий роди­телей, ежегодных задачах детского сада.

Четвертый этап является самым продолжительным: взаимодействие семьи и учителя-логопеда (практический).

В своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Наиболее оригинальными, эффективными стали: индивидуально-практические занятия, издательская деятельность, использование компьютерных технологий, информационная корзина, дневник читателя, дневник индивидуальных занятий, родительские собрания в форме семинаров-практикумов, родительские гостиные.

«Учимся у тех, кого любим», — это выражение как нельзя более точно объясняет роль мамы на занятиях. В течение всего курса обучения проводились систематические индиви­дуально-практические занятия в присутствии матери в качестве пассивного участника, а за­тем и активного, что позволило установить контакт между логопедом и родителем, между родителем и ребенком, заинтересовать родителей отслеживанием динамики развития и до­стижения лучших результатов работы.

Одна из форм работы — «Дневник индивидуальных занятий», который является для родителей азбукой обучения ребенка правильной речи, а логопеду помогает выстроить по­следовательность прохождения разделов плана работы и объем материала в каждом из них. На первой странице тетради размещено обращение к родителям в форме рекомендаций.

Коллектив нашей группы, в котором я работаю уже 11 лет, придает серьезное значение подготовке детей с нарушениями речи к школе. Поэтому приоритетным направлением в работе считаем подготовку к этому как детей, так и их родителей. Для этого мы исполь­зуем такую форму взаимодействия с родителями, как издательская деятельность, так как традиционные формы информирования (стенды) требуют определенного времени для ознакомления с ними. С этой целью наше учреждение стало выпускать буклеты, содержащие необходимую информацию по различным коррекционным вопросам. Буклеты издаются как для родителей логопедических групп, так и для массовых групп ДОУ. Наряду с буклетами печатаются и распространяются памятки для родителей. В логопедической работе с роди­телями использую также материалы, записанные на электронных носителях.

Пятый этап деятельности учителя-логопеда по взаимодействию с семьями — оценка эффективности проводимой работы (рефлексия). Работа с родителями тоже была проанали­зирована и оценена. Итоги работы были представлены в виде творческих отчетов, экранов достижений, выставок, итоговых мероприятий совместно с родителями, где каждый мог проявить себя и увидеть, чему научился.

По результатам мониторинга, проведенного за последние 3 года, и сравнительного ана­лиза был сделан вывод, что родители заинтересованы в результатах воспитания ребенка, нужно только правильно организовать процесс.

Построение оптимальной модели специального образования в городе учитывает со­временные требования образования:

- совершенствование муниципальной нормативной правовой базы специального (коррекционного) образования, обеспечивающей стабильное правовое и финансовое функцио­нирование специального образования;

- введение ФГОС в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении;

- развитие интеграционных и инклюзивных процессов, дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

- решение вопросов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их семей;

- развитие кадровой политики в муниципальной системе специального (коррекционного) образования;

- совершенствование материально-технического оснащения системы образовательных учреждений, предоставляющих образовательные и реабилитационные услуги детям с огра­ниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам;

- открытие логопунктов при муниципальных дошкольных, школьных учреждениях.

Библиографический список

1. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.:ТЦ Сфера, 2003.-112 с.

2. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное посо­бие. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с.

3. Шипицына Л. М, Хилько А. А., Галлямова Ю. С, Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопро­вождение детей дошкольного возраста / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб.:Речь, 2005.- 240 с.