Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий "Предлог из-под
Автор: Колесникова Алла Анатольевна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико - грамматических категорий.
Тема: Предлог из-под.
Цель: Упражнение в правильном употреблении предлога «из-под» в речи.
Задачи: Знакомство с пространственным значением предлога «из-под» и его схемой. Обучение выделению предлога «из-под» в предложении и правильному употреблении его в речи. Закрепление умения составлять схему предложения с предлогом.
Развитие слухового внимания, воображения, словесно-логического мышления.
Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Развивающие игровые ситуации:
1.Организационный момент. На доске схема предлога «ПОД»
- Вспомните, что обозначает эта схема. Это маленькое слово – предлог «под». Составьте предложение с этим словом.
2.Объяснение темы.
Посмотрите на мой стол. К нам прибежал щенок Бимка. Он спрятался. Куда залез шенок? (Щенок залез под книгу). Иди, Лера, достань щенка. Откуда Лера достала щенка. Лера достала щенка из-под книги. Когда предмет находится под чем-то и движется оттуда или его оттуда достают – появляется маленькое слово – предлог ИЗ-ПОД. Щенок вылезает из-под книги. (Выставляется схема предлога «из-под»).
3.Игровая ситуация «Мама вернулась из отпуска»
Представьте себе, что мама была в отпуске, отдыхала далеко от дома, а когда вернулась, увидела в квартире много пыли. Она взяла веник и начала выметать пыль. (Макет квартиры с мебелью).Из-под чего мама выметает пыль? ( Мама выметает пыль из-под шкафа, из-под кровати, из под пианино, из-под стола, из-под стула, из-под тумбочки, из-под дивана)
4. Игровая ситуация «Щенок Бимка»
Щенок Бимка хочет поиграть с мамой. Он залезает под разные предметы и оттуда вылезает, выглядывает или выпрыгивает. Расскажите, откуда вылезает щенок?
Динамическая пауза. Бимка маму напугал: Очень часто вылезал
Из - под кресла на полу, Из - под вешалки в углу,
Из - под маленькой кроватки. С кем-же он играет в прятки?
5. Развитие речевого восприятия
Мы тоже сейчас поиграем в прятки с предлогом «из-под». Вы поднимите схему предлога, если услышите в предложении предлог «из-под». (Черепаха залезла под шкаф. Воробей вылетел из-под крыши. Гусеница выползла из-под листа. Заяц сидит под кустом. Пенал достали из портфеля. Заяц выскочит из-под куста. Скворец вылетел из скворечника.)
6. Составление схему предложения.
Откуда вылезал щенок? Щенок вылезал из-под кресла.
Что мы сказали? (Предложение) Давайте составим схему. Возьмите большую полоску.
Сколько слов в этом предложении? (4). Положите маленькие полоски. На каком по счёту месте стоит предлог «из-под»? (на 3 месте).
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
- Бибка нашел и принёс нам карточки. Составьте предложения, чтобы они подходили к нашей схеме. (Котёнок вылез из-под стула. Мышонок вылез из-под ящика. Ласточка вылетела из-под крыши. Гусеница выползла из-под цветка. Гусь вышел из-под избушки. Жук вылетел из-под цветка.
8. Итог. Оценка деятельности детей.