Характеристика речевое развитие детей подготовительной к школе группы
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов.
В период шести – семилетнего возраста речевое развитие детей стремительно совершенствуется. Уже перед поступлением в школу словарный запас дошкольника достаточно обширный (от 3500 до 7000 слов) и характеризуется появлением и использованием в свободном речевом высказывании таких составляющих, как:
1. Собирательные существительные, которые обозначают совокупность предметов, объединенных по определенному признаку или живых существ, как неделимое целое.
2. Качественные и относительные прилагательные, которые обозначают состав и качество предметов, а также их принадлежность к какому – либо предмету.
3. Образные выражения, метафоры и абстрактные понятия.
Конечно, это минимальный перечень речевых новообразований, которые являются характерными для предшкольного возраста. Все приобретенные речевые навыки позволяют дошкольнику вступать в свободное общение не только со своими сверстниками, но и с окружающими его взрослыми. Если тема разговора является знакомой для ребенка, то он с удовольствием старается ее поддерживать, свободно и щедро делится своими знаниями и приобретенным опытом.
Происходят положительные изменения в формировании грамматического строя речи, хотя единичные аграмматизмы еще остаются в речи. Связано это с тем, что ребенок еще не научился правильному использованию и применению падежных конструкций, числовых значений, многих речевых согласований в высказываниях, но при правильном речевом образце окружающих его взрослых, подобные недочеты в речи быстро исправляются и не возвращаются. Происходит это благодаря тому, что у ребенка присутствует спонтанное «чутье родного языка», они усваивают и употребляют новые слова, изменяя их с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно осуществляя ориентир на звучание и ритмический рисунок слова. Детские высказывания, которые состояли в основном из простых фраз и предложений сменяются распространенными и сложными предложениями, которые в грамматическом отношении звучат все более благозвучно.
Звукопроизношение, та составляющая детской речи, которая беспокоит не только родителей, но и педагогов. Ведь с помощью внешней речи ребенок выстраивает коммуникацию со сверстниками и взрослыми и не очень успешной она оказывается, когда качество произносимых ребенком звуков страдает. И если в раннем дошкольном возрасте на эту проблему, как правило, мало обращают внимание, то перед поступлением в школу она актуализируется. Если ребенок развивался в соответствии с возрастными нормами и окружающие его взрослые отслеживали и вовремя корректировали речевые недостатки, то звуки родного языка на данном возрастном этапе произносятся и применяются в свободном речевом потоке без ошибок. Ребенок на пороге школы способен управлять своей внешней речью, а именно: - темпом речевого высказывания;
- высотой и силой голоса;
- интонацией.
Нужно помнить, что встречаются фонетические искажения связанные с:
1. Смазанность речи в свободном высказывании, нечеткость в произнесении окончаний. Присутствие подобного дефекта характерно для детей с ускоренным темпом речи.
2. Дифференциация звуков речи не до конца сформирована и ее проявлением в речевом потоке является то, что ребенок путает произнесение парных согласных звуков, сходных по акустическому и артикуляционному принциму.
3. Ударение и неправильное его использование тоже присутствует в речи ребенка.
Исходя из вышесказанного, большое внимание в дошкольном возрасте нужно уделить развитию фонематического восприятия. В период от шести до семи лет фонематическое восприятие ребенка сформировано на достаточном уровне, чтобы успешно приступить к обучению грамоте и письму. Старший дошкольник уже свободно может осуществлять элементы звукового анализа, необходимые в обучении грамоте и письму:
- выделять в слове конкретные звуки;
- определять последовательность звуков в слове;
- делить слово на слоги.
Напомним, что навыки элементарного звукового анализа гораздо важнее, чем навыки чтения, которые первично навязывает современное время.
Представленные характеристики речевого развития детей шести – семилетнего возраста относятся к дошкольникам, которые развиваются в соответствии с возрастной нормой (познавательной и речевой). Поэтому отдельно, нужно отметить те ситуации в развитии ребенка, которые должны насторожить не только родителей, но и педагогов, работающих с детьми.
Отклонения в речевом развитии ребенка шести – семи лет:
1. Ограниченный пассивный и активный словарный запас (ативный словарь составляет менее 3000 слов).
2. Неправильное произнесение звуков родного языка (искажение, отсутствие, замены).
3. Длительная автоматизация поставленных звуков в речи.
4. Грубые и стойкие аграмматизмы в речи ребенка, которые не исправляются при правильно речевом образце окружающих взрослых.
5. Чрезмерное использование пауз в словах, проявление запинок по типу заикания, скандированное произнесение слов.
6. Сложное запоминание и воспроизведение стихотворений, соответствующих возрасту.
7. Неправильная расстановка ударения в словах на постоянной основе.
При обнаружении подобных проявлений в речевом развитии старшего дошкольника (в идеале - намного раньше), следует обратиться за консультацией к учителю – логопеду, который поможет выстроить индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут для ребенка и определить, при необходимости, взаимодействие с другими узкими специалистами в области образования и медицины.
Однако, родителям нужно четко помнить и знать, что родительская речь – это первый речевой образец для ребенка, потому окружающим ребенка взрослым следует следить:
1. Четкостью, правильностью и внятностью собственной речи.
2. Взаимодействие с ребенком, в коммуникационном плане, должно происходить на постоянной основе (устное взаимодействие с ребенком и чтение художественного слова).
3. Создание для ребенка ситуаций успеха, хвалите его, даже если не все получается.