+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Характеристика речевое развитие детей подготовительной к школе группы

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для педагогов.

В период шести – семилетнего возраста речевое развитие детей стремительно совершенствуется. Уже перед поступлением в школу словарный запас дошкольника достаточно обширный (от 3500 до 7000 слов) и характеризуется появлением и использованием в свободном речевом высказывании таких составляющих, как:

1.                     Собирательные существительные, которые обозначают совокупность предметов, объединенных по определенному признаку или живых существ, как неделимое целое.

2.                     Качественные и относительные прилагательные, которые обозначают состав и качество предметов, а также их принадлежность к какому – либо предмету.

3.                     Образные выражения, метафоры и абстрактные понятия.

  Конечно, это минимальный перечень речевых новообразований, которые являются характерными для предшкольного возраста. Все приобретенные речевые навыки позволяют дошкольнику вступать в свободное общение не только со своими сверстниками, но и с окружающими его взрослыми. Если тема разговора является знакомой для ребенка, то он с удовольствием старается ее поддерживать, свободно и щедро делится своими знаниями и приобретенным опытом.

Происходят положительные изменения в формировании грамматического строя речи, хотя единичные аграмматизмы еще остаются в речи. Связано это с тем, что ребенок еще не научился правильному использованию и применению падежных конструкций, числовых значений, многих речевых согласований  в высказываниях, но при правильном речевом образце окружающих его взрослых, подобные недочеты в речи быстро исправляются и не возвращаются. Происходит это благодаря тому, что у ребенка присутствует спонтанное «чутье родного языка», они усваивают и употребляют новые слова, изменяя их с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно осуществляя ориентир на звучание и ритмический рисунок слова. Детские высказывания, которые состояли в основном из простых фраз и предложений сменяются распространенными и сложными предложениями, которые в грамматическом отношении звучат все более благозвучно.

Звукопроизношение, та составляющая детской речи, которая беспокоит не только родителей, но и педагогов. Ведь с помощью внешней речи ребенок выстраивает коммуникацию со сверстниками и взрослыми и не очень успешной она оказывается, когда качество произносимых ребенком звуков страдает. И если в раннем дошкольном возрасте на эту проблему, как правило, мало обращают внимание, то перед поступлением в школу она актуализируется. Если ребенок развивался в соответствии с возрастными нормами и окружающие его взрослые отслеживали и вовремя корректировали речевые недостатки, то звуки родного языка на данном возрастном этапе произносятся и применяются в свободном речевом потоке без ошибок. Ребенок на пороге школы способен управлять своей внешней речью, а именно: - темпом речевого высказывания;

- высотой и силой голоса;

- интонацией.

Нужно помнить, что встречаются фонетические искажения связанные с:

1.                     Смазанность речи в свободном высказывании, нечеткость в произнесении окончаний. Присутствие подобного дефекта характерно для детей с ускоренным темпом речи.

2.                     Дифференциация звуков речи не до конца сформирована и ее проявлением в речевом потоке является то, что ребенок путает произнесение парных согласных звуков, сходных по акустическому и артикуляционному принциму.

3.                     Ударение и неправильное его использование тоже присутствует в речи ребенка.

Исходя из вышесказанного, большое внимание в дошкольном возрасте нужно уделить развитию фонематического восприятия. В период от шести до семи лет фонематическое восприятие ребенка сформировано на достаточном уровне, чтобы успешно приступить к обучению грамоте и письму. Старший дошкольник уже свободно может осуществлять элементы звукового анализа, необходимые в обучении грамоте и письму:

- выделять в слове конкретные звуки;

- определять последовательность звуков в слове;

- делить слово на слоги.

Напомним, что навыки элементарного звукового анализа гораздо важнее, чем навыки чтения, которые первично навязывает современное время.

Представленные характеристики речевого развития детей шести – семилетнего возраста относятся к дошкольникам, которые развиваются в соответствии с возрастной нормой (познавательной и речевой). Поэтому отдельно, нужно отметить те ситуации в развитии ребенка, которые должны насторожить не только родителей, но и педагогов, работающих с детьми.

Отклонения в речевом развитии ребенка шести – семи лет:

1.                     Ограниченный пассивный и активный словарный запас (ативный словарь составляет менее 3000 слов).

2.                     Неправильное произнесение звуков родного языка (искажение, отсутствие, замены).

3.                     Длительная автоматизация поставленных звуков в речи.

4.                     Грубые и стойкие аграмматизмы в речи ребенка, которые не исправляются при правильно речевом образце окружающих взрослых.

5.                     Чрезмерное использование пауз в словах, проявление запинок по типу заикания, скандированное произнесение слов.

6.                     Сложное запоминание и воспроизведение стихотворений, соответствующих возрасту.

7.                     Неправильная расстановка ударения в словах на постоянной основе.

При обнаружении подобных проявлений в речевом развитии старшего дошкольника (в идеале - намного раньше), следует обратиться за консультацией к учителю – логопеду, который поможет выстроить индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут для ребенка и определить, при необходимости, взаимодействие с другими узкими специалистами в области образования и медицины.

Однако, родителям нужно четко помнить и знать, что родительская речь – это первый речевой образец для ребенка, потому окружающим ребенка взрослым следует следить:

1.                     Четкостью, правильностью и внятностью собственной речи.

2.                     Взаимодействие с ребенком, в коммуникационном плане, должно происходить на постоянной основе (устное взаимодействие с ребенком и чтение художественного слова).

3.                     Создание для ребенка ситуаций успеха, хвалите его, даже если не все получается.