Консультация для музыкального руководителя "Особенности работы с детьми с речевыми нарушениями
Автор: Рипская Светлана Николаевна, Шобанова Ольга Владимировна
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Особенности работы с детьми с речевыми нарушениями»
Дети с речевыми нарушениями часто не слишком музыкальны. Они не обладают хорошим чувством ритма, музыкальным и фонематическим слухом. Им требуются специальные упражнения для развития музыкальных и ритмических способностей. Очень полезны для них упражнения с музыкальными инструментами, например, с ложками, треугольником, колокольчиком, бубном. Почувствовать ритм музыкального произведения и «включиться» в него, согласовать с ритмом свои движения – сложная задача для ребенка с речевыми нарушениями. Поэтому важно правильно подобрать музыкальное произведение для детей, постепенно усложняя ритмический рисунок.
Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику. Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. Логоритмические занятия проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем. Учитель-логопед подбирает речевой материал, а музыкальный руководить – музыкальное сопровождение.
Логоритмические занятия включают в себя:
- ходьбу или марширование под музыку;
- игры для развития дыхания;
- упражнения для артикуляции;
- ритмические задания;
- речевые упражнения;
- пальчиковые игры.
Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.
На логоритмических занятиях сочетаются речь и движения, что является сложной задачей для детей с речевыми нарушениями. Поэтому сначала необходимо предлагать движения только на проигрыш, когда не нужно петь. Постепенно добавляют простые движения, сочетающиеся с пением. Желательно, чтобы они были повторяющимися и перекликались по смыслу со словами песни.
Развитие силы и высоты голоса, сочетание речи с движением, чередование различных движений в соответствии с музыкой способствуют формированию просодического компонента речи и звукопроизношения. Необходимо четко отслеживать, как дети произносят слова песни или музыкальной игры, уточнять наличие трудного звука в словах, требовать его правильного произнесения.
Музыкальные занятия – самое широкое поле для применения театрализованного материала. Любые игры, распевки, упражнения могут быть предложены детям как театральный этюд, драматизация. Необходимо шире использовать такой богатый материал.
Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.
Таким образом, логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы с речью.
Подготовили:
учитель-логопед
Рипская С.Н.
Шобанова О.В.