+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проявление специфических ошибок при аккустическом нарушении письменной речи, особенности построения логопедического маршрута

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для учителей и родителей.

Одной из самых актуальных проблем в логопедии остается изучение и способы коррекции специфических нарушений письменной речи. К сожалению, с каждым новым учебным годом число детей в современных школах с подобными нарушениями не уменьшается, а увеличивается. Нарушения письменной речи имеют, а именно, проявления специфических ошибок имеют различные варианты.

Каждый учитель-логопед знает и понимает, что своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи в дошкольном возрасте может не допустить или предупредить развитие данных проблем в школьном возрасте. Но, не всегда есть возможность в проведении пропедевтической работы и своевременного предупреждения специфических проявлений в нарушениях устной и письменной речи. Как правило, логопедические нарушения, которые не подвергались коррекционному воздействию в дошкольном возрасте, накладываются на дальнейшее обучение в младшем школьном возрасте.

Существуют различные механизмы каждого вида дисграфических проявлений и этим вопросом занимались многие ученые-логопеды. Очень важно, что научные исследования сопровождает огромный практический материал, который представляет огромную возможность выбора методической коррекционной работы каждому специалисту, работающему в данной сфере.

Особое внимание хочется уделить проблеме акустической дисграфии, так как, в обычных классах общеобразовательных школ увеличивается количество детей с данным нарушением устной и письменной речи. При акустическом дисграфии происходит нарушение слухового различения звуков, при этом звукопроизношение у учащегося может находиться в пределах допустимой нормы. На первый взгляд, ребенок не только правильно произносит все звуки, но и правильно их дифференцирует их в устной речи, а на письме появляются нелепые ошибки (так считают многие родители), ссылаясь на общую невнимательность ребенка. Такой дефект обусловлен тем, что учащийся не выделяет фонемы, а для грамотного письма нужна более тонкая слуховая дифференциация, чем для устного высказывания. В устной речи несформированность фонетического различения звуков компенсируется опытом моторных речевых высказываний (ребенок слышит словесный стереотип взрослой речи и тут же правильно его воспроизводит). В процессе письменной речи для правильного различения звука необходимо применить более тонкий анализ всех акустических признаков звука, важный момент – применить анализ самостоятельно! Что значит самостоятельное применение звукового анализа? Учащийся получает «внешние» знания о звуке от учителя и воспроизводит полученный материал во внутреннем плане по представлению. Бывает, что у учащихся с акустической формой нарушения письменной речи отмечается дефицит кинестетических образов звуков, который не дает осуществить правильный выбор фонемы и ее соотнесение с буквой.

Наиболее частые специфические ошибки при данном нарушении письменной речи проявляются в следующих заменах или смешениях букв на письме:

- звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);

- лабиализованные гласные (о-у, ё-ю);

- сонорные согласные (л, м, н, р,й);

- свистящие и щипящие согласные (с-ш, з-ж, сь-щ);

- аффрикативные согласные (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, с-ц, ч-щ, ц-тс).

Основной целью учителя-логопеда при построении коррекционно-развивающего маршрута по работе с акустическим дефектом является максимально реализовать работу по всем направлениям.

Задачи, которые реализуются в коррекционно-развивающей работе при акустическом нарушении письменной речи, можно обозначить так:

1.                 Развитие фонематического восприятия

2.                 Освоение простых и сложных форм звуко-буквенного анализа слов

3.                 Соотнесение звуков с слуховыми и зрительными образами (применение тактильных ощущений)

4.                 Определение положения звука в слоге, слове, словосочетании, предложении.

5.                 Определение положения звука по отношению к другим звукам.

В итоге коррекционно-развивающего логопедического воздействия необходимо максимально реализовать поставленные задачи и подвести учащегося к пониманию следующих компонентов:

- терминов для использования основных речевых понятий: речь, звук, буква, артикуляция;

- знания всех букв и звуков родного языка;

- отличие признаков гласных и согласных звуков;

- понимание твёрдых и мягких согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме;

- различение парных согласных звуков (твёрдость – мягкость, звонкость-глухость).

 В процессе логопедической коррекционно-развивающей работы можно использовать фронтальные и групповые формы организации занятий. Но исключать индивидуальную подачу материала нельзя. В ходе индивидуального занятия необходимо частично, а при возможности, и полно использовать изучаемый материал для устранения акустических проявлений. Большое внимание при построении любой формы организации логопедических занятий нужно уделять развитию познавательной сферы учащегося (развитию восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, воображению). Все предлагаемые учащимся задания, направленные на коррекцию речевой и познавательной сфер, должны быть связаны с изучаемым материалом по русскому языку.