Особенности обучения чтению детей с ТНР
Автор: Крамсакова Юлия Владимировна
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят.
Среди родителей дошкольников давно закрепилось утверждение, что сначала ребенок должен начать говорить, а уже затем учиться читать. Конечно, так происходит во многих случаях, но далеко не у всех.
В логопедии существует так называемые обходные пути развития речи детей, у которых есть задержка темпов речевого развития. Речь идет о формировании новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Когда ребенок читает, он особым образом воспринимает набор графических символов. В чтении задействованы и физиологические и мыслительные процессы. В этом процессе задействованы: зрение, речь, слух и головной мозг, т.е. текстовая информация поступает в мозг ребенка по трем каналам: зрительному, речеслуховому и речедвигательному.
Если мы говорим о детях с ТНР, то у них есть явный дефицит двух каналов из трех - т.е. у них нарушен речеслуховой и речедвигательный канал, но сохранен зрительный анализатор.
Опираясь на зрительный анализатор, ребенок имеет возможность узнавать, как пишутся и произносятся слова правильно, а не так, как он обычно произносит их в повседневной речи. Пример: ребенок произносил «НОКСИ» вместо носки. После того, как ребенок прочитал это слово и прочитал несколько раз, он начал произносить его правильно. Органы зрения, помогают через букву и слог создать ассоциативную связь между образом и артикуляцией. Чтение послужит и отличной подмогой в коррекции слоговой структуры слова, устранение подобных ошибок в произношении не представляло труда благодаря чтению. Обязательно подключаем зрительный анализатор и после окончания занятия - браслеты из бумаги с буквой- отличный способ закрепить материал дома.
Задача логопеда как специалиста - опираться на сохранные ресурсы и как можно больше создавать новых связей и подключать ресурсов.
Ребенок видит утрированное произнесение буквы, складывает из пальцев букву, лепит, раскрашивает, обводит и тд., т.е. подключает и пальцевый и кистевой и артикуляционный праксис. Так налаживается совместная работа разных органов и отделов мозга. Они помогают друг другу запустить разные типы восприятия, а ребенку — через развитие навыка чтения начать говорить и лучше осваиваться в окружающем мире.
Для неговорящих детей мы создаем альбом с картинками, иллюстрациями, большими четкими буквами, без зашумления мелкими картинками, ненужными деталями. На букву А, к примеру, мы берем изображения аиста, ананаса, арбуза. Приклеиваем рядом с буквой картинки и потом проговариваем их. Изображения берем только реалистичные, тех цветов, что встречаются в природе, никаких зеленых зайчиков и фиолетовых медведей.
В обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи есть несколько особенностей, которые обязательно нужно учитывать. Как правилo, таким детям слoжнее кoнцентрироваться, oни быстрее утoмляются. Поэтому такие дети не могут выдерживать нагрузку, которая считается допустимой для их возраста. Занятие обязательно делим на части, добавляем активных игр, часто меняем характер деятельности. Каждое следующее занятие обязательно начинаем с повторения предыдущего, закрепления материала. Взаимодействие с родителями необходимо на всех этапах работы. Мама наклеивает дополнительные картинки в альбом, проговаривает буквы дома, прячет буквы или картинки с предметом на определенную букву в местах, где их может найти ребенок.
Необходимо отметить, что обучение чтению ни в коем случае не заменяет, а всего лишь дополняет работу логопеда, ускоряет ее.