+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Речевое дыхание. Как его сформировать?

Автор: Терехина Ольга Александровна

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ. КАК ЕГО СФОРМИРОВАТЬ?

Под понятием «речевое дыхание» в современной литературе подразумевается умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания.

Дыхание можно разделить на два вида: речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно одинаковых по продолжительности. При речевом дыхании вдох менее продолжительный, чем выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. А также для постановки отсутствующих звуков.

Начинать развивать речевое дыхание нужно уже в раннем возрасте – формировать сильный и плавный ротовой выдох. При этом нужно научить ребенка расходовать воздух экономно и контролировать длительность выдоха. Также у ребенка будет развиваться способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Каким же должно быть правильное речевое дыхание?

  • Выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос или рот. Нужно набрать «полную грудь воздуха»
  • Выдох должен быть плавным, без толчков
  • Во время выдоха губы не должны быть сжаты, надувать щеки тоже не нужно
  • Во время выдоха воздух должен выходить только через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос
  • Выдыхать нужно до тех пор, пока не закончится воздух
  • Во время говорения или пения нельзя использовать частые короткие вдохи и «добирать» воздух

У детей с нарушениями речи речевое дыхание имеет следующие особенности:

  • Маленький объем легких
  • Слабая дыхательная мускулатура
  • Слабый вдох и выдох – и как следствие, очень тихая речь
  • Неравномерное распределение воздуха (выдох всего воздуха на первом слоге)
  • Торопливое произнесение фраз на вдохе, «захлебывание»
  • Слабый выдох, неправильно направленная воздушная струя – приводит к искажению звуков

В результате этого с такими детьми необходимо осуществлять планомерную коррекционную работу по формированию и развитию речевого дыхания.

Правильно сформированное речевое дыхание позволяет:

  • Быстро усваивать звуки
  • Изменяет силу их звучания
  • Помогает соблюдать паузы
  • Сохраняет плавность речи
  • Позволяет менять громкость и использовать интонацию

Для развития речевого дыхания полезно использовать специальные игры.

Эти игры направлены на формирование длительного выдоха, на подготовку к произнесению речевых звуков.

Игры с использованием подручного материала

1.      Делаем игрушку-вертушку. Предложите ребенку подуть также, как ветер, чтобы вертушка закрутилась. Чем сильнее ребенок дует – тем быстрее будет крутиться вертушка. Поиграйте с силой ветра: дует сильный ветер, а теперь подул слабенький ветерок.

2.      Дуем на одуванчик. Дунуть нужно один раз, но сильно, чтобы слетели все пушинки. Сорвите несколько одуванчиков и устройте соревнование. Детям вообще очень нравится соревноваться, особенно когда они выигрывают.

3.      Выдувайте мыльные пузыри. У кого получится больше пузырей? А у кого получится самый большой пузырь? Тем более мыльные пузыри обожают дуть все дети.

4.      Дуть можно на что угодно - даже просто на горячий чай или суп, чтобы он быстрее остыл.

5.      Положите ребенку кусочек ватки на кончик носа, пусть попробует сдуть его. При этом дуть нужно будет направленно вверх.

6.      Привязывайте к ниточкам различные бумажные заготовки: листики, бабочки, пчелки, птички, снежинки. Также привязывайте к ниточке и дуйте на кусочки ваты, салфеток.

7.      Можно ничего не привязывать. Просто выкладываете на стол мелкие кусочки бумаги, ваты, пуха, салфеток и просите ребенка устроить снегопад. Дунуть так, чтобы "пошел снег". Проводить такую игру лучше всего в соответствии с временем года на улице. Обычно детишкам тоже очень нравится такое занятие.

8.      Возьмите стеклянный пузырёк или бутылочку, и подуйте в горлышко так, чтобы получился свист и бутылочка загудела. Нужно дуть сильно, вниз, чтобы нижняя губа слегка касалась горлышка.

Игры с использованием трубочки для коктейля:

  • Наливаете в стакан воду, опускаете в него трубочку, и «булькаете». Обратите внимание, что если налить в стакан много воды, то булькать можно только слабо, потихоньку, а если много – то сильно.
  • С помощью трубочки можно также играть в футбол – только брать более мелкие и легкие шарики, или скатать их из бумаги.

Также, как и с трубочкой, с ребенком можно дуть в свисток, дудочку или губную гармошку. В таких играх сразу слышно по звуку – правильно дует ребенок или нет, да и результат порадует ребенка.

Если используете губную гармошку, то помните, что звук в ней можно получить не только с помощью выдоха, но и вдоха. Таким образом, можно контролировать длительность вдоха и выдоха ребенка, а также его непрерывность.