Конспект комбинированного логопедического занятия с использованием методов и приемов, направленных на развитие словесно-логического мышления "Звук и буква Щ
Автор: Локтева Ольга Станиславовна
Конспект комбинированного логопедического занятия с использованием методов и приемов, направленных на развитие словесно-логического мышления.
Тема: Звук и буква Щ.
Цели: закрепление правильного произношения звука, выделение звука и определение позиции звука в слове, упражнение в употреблении увеличительных суффиксов, упражнение в звуковом анализе, закрепление навыков чтения и печатания слов, развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование: кукла Незнайка, предметные картинки, текст рассказа «Зубная боль» - 9 шт., кроссворд.
1. Организационный момент (имитация сбора щавеля).
- Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он? (Кислый). Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовёт нас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, щиплем мы щавель на щи».
2. Сообщение темы занятия.
- Какой звук в этой чистоговорке повторяется чаще других? (звук Щ).
Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке «Щ». К нам на занятие пришел Незнайка. Он хотел бы изучить этот звук вместе с вами.
3. Характеристика звука «Щ».
- Ребята, расскажите Незнайка все, что вы знаете об этом звуке (звук «Щ» - согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий).
4. Произношение звука «Щ» в словах и определение позиции звука в слове.
5. Упражнение в звуковом анализе слов. Слова: щепка, щи, щука, щит.
- Дети, какое слово из четырех самое короткое? Почему?
Расставляем слова от самого короткого до самого длинного слова.
6. Составление схем этих слов (индивидуально).
7. Физминутка «В стране великанов».
8. Работа с текстом.
Незнайка услышал историю, которая произошла со щенком и хотел бы, чтобы вы тоже её послушали.
а) Чтение текста.
Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.
- Я знаю верное средство, - щебечет щегол. Надо положить щенка на щебень кверху лапками и щекотать, пока не пройдет.
- Глупости! – прервал его мышонок Мыша, - надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет.
- Да это средство верное, но помогает только мышам, - серьезно сказал поросенок Персик.
- А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.
б) Беседа.
- Что случилось со щенком?
- Кто давал советы щенку?
- Что посоветовал щегол?
- Что посоветовал мышонок?
- Что посоветовал поросенок?
в) Задания.
- Подчеркните букву Щ в тексте.
- Прочитайте слово с этой буквой.
Среди друзей щенка был еще список. Он посоветовал щенку приобрести один предмет. Название предмета мы узнаем, если разгадаем кроссворд.
9. Кроссворд.
Щ |
У |
К |
А |
|
Е |
Л |
К |
А |
|
Т |
И |
Г |
Р |
|
К |
О |
Ш |
К |
А |
А |
И |
С |
Т |
|
1) У нее во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, все глотала
А теперь – в котел попала.
2) Какое дерево раз в год наряжают?
3) Большой полосатый зверь, похожий на кошку.
4) Мягкие лапки, а в лапках царапки.
5) Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
10. Итог занятия.