+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Логопедическое обследование артикуляционного аппарата

Автор: Иштыкова Елизавета Адыловна

Обследование жевательно – артикуляционных мышц.

Многие дети, разговаривая, не открывают рот достаточно широко, произносят звуки, как - бы процеживая их сквозь зубы. Важно выяснить, чем вызвано такое произношение: закрепившейся привычкой, обычным стеснением, поражением жевательным мышц или какой – то другой причиной.

Обследование проводится в несколько этапов.

Задание 1. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30. Необходимо обратить внимание на положение нижней челюсти. Она должна быть неподвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок пожалуется на усталость, боль в области скул.

Задание 2. Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс движений 5 раз.

Задание 3. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Задание 4. Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Задание 5. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

Как правило, дети справляются со всеми заданиями. Если ребенок не может их выполнить, необходимо:

-предложить ему откусить очень большой кусок яблока, обращая внимание на сколько широко ребенок способен открыть рот;

-помочь малышу рукой, обернутой марлевой салфеткой, выполнить необходимые движения.

Обследование мимико – артикуляционных мышц

Это обследование необходимо при «маскообразном» лице, при наличии парезов лицевой мускулатуры, встречающихся у детей с ДЦП, с дизартрией, у пациентов с гипертрофией мышц артикуляционного аппарата.

В результате данного обследования логопед сможет получить представление о работе мышц, окружающих ротовую щель, которые принимают участие в артикуляции звуков и обеспечивают выразительность речи.

Задание 1. Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 3.

Задание 2. Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование артикуляционного аппарата

В упражнении принимают участие мышцы рта, губ, щек, лба, подбородка.

Задание 3. Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Задание 4. Широко раскрыть глаза, зафиксировать положение под счет от 1 до 3, затем закрыть как можно плотнее (зажмурить), зафиксировать положение под счет от 1 до 3.

Задание 5. Попеременно закрывать и открывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз.

Задание 6. Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить 5 раз.

Задание 7. При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 8. Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 9. Поочередно поднимать левую и правую щуки. Повторить 5 раз.

Если задание у ребенка не получается, логопед предлагает помощь: придерживает рукой одну щеку, стараясь удержать ее в неподвижном положении, а другую подтягивает вверх.

Необходимо проверить реакцию ребенка на помощь, а также обратить внимание на состояние его мышц под вашими руками – напряжены они или вялы, пассивны.

Целесообразно использовать отраженное повторение: логопед показывает, что нужно делать, ребенок ему подражает.

Обследование мышц языка

В логопедической практике встречаются различные поражения мышц языка. Язык бывает неспокойным, напряженным, лежит бугром, постоянно оттягиваясь вглубь рта, что свидетельствует о выраженном повышении мышечного тонуса языка. Произношение звуков носит нечеткий, смазанный характер. Приподнятая к твердому нёбу спинка языка приводит к смягчению согласных.

Нарушение тонуса мышц левой или правой половины языка, ведет к постоянному отклонению языка в одну сторону. Вследствие такого поражения боковой край языка пропускает воздушную струю, образуется «хлюпающий» (боковой) призвук.

При пониженном мышечном тонусе язык тонкий, распластанный. Ребенок испытывает сложности при воспроизведении и удержании артикуляционной позы, долго не ощущает положение языка во рту; наблюдается слюнотечение. В зависимости от степени поражения мышц слюнотечение может возникать только во время речи или отмечаться постоянно и быть обильным.

Нарушения артикуляции могут быть вызваны изменением мышечного тонуса. В этом случае характерным будет непостоянство искажений, замен, пропусков звуков.

Бывает, что ребенок правильно произносит отдельные звуки, но в общем потоке речи их не употребляет, т.к. одно положение мышц языка не успевает смениться другим. Быстрое утомление приводит к утрате точности, соразмерности движений, к трудностям в чередовании артикуляционных поз.

Язык – важный для диагностического обследования орган. Помимо информации, необходимой логопеду для его непосредственной работы, он дает ценные сведения о характере и степени поражения других органов человека.

В языке можно выделить: заднюю (корень), среднюю, переднюю (кончик) части, боковые края и подъязычные области. Кончик языка отражает состояние легких и сердца, тело языка (средняя и задняя части) – селезенки и желудка, корень языка – почек. Боковые области говорят о работе печени и желчного пузыря, а подъязычные – иммунной системы, поджелудочной, щитовидной и паращитовидной желез, надпочечников, яичников.

Форма и цвет языка могут указывать на те или иные заболевания. Отекший язык умеренных размеров с отпечатками зубов по краям сигнализирует о нарушении функций почек и селезенки. Тонкий бледный язык – о нарушении кровеносной системы. По качеству налета на языке можно судить о состоянии желудка и кишечника, липкий налет – о задержке пищи в желудке, плохой работы тонкого кишечника.

По степени влажности языка делают вывод о состоянии жидкости в теле: если язык влажный и блестящий, то в организме все в норме.

Обследование мышц языка проводится постепенно. Крайне важно положительно оценивать усилия ребенка. Если он расстраивается из – за неудачно выполненного задания, нужно похвалить за старание, приободрить его. Ни в коем случае не давать негативных оценок: это отрицательно скажется на настроении малыша и на результатах дальнейших занятий с ним.

Задание 1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Если ребенок не справляется с заданием, необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:

*использовать сопряженное (совместно с логопедом) или отраженное (вслед за логопедом) повторение, выполняя задание перед большим зеркалом, чтобы ребенок мог видеть себя и вас и с помощью зрительного контроля корректировать ошибки по ходу выполнения задания;

*предложить ребенку произнести «вялым» языком БЯ – БЯ – БЯ или пошлепать язык губами, стараясь его «расширить», а затем закусить зубами. Эти приемы позволят языку расслабиться и «расшириться»;

*предложить ребенку улыбнуться и протяжно произнести звук И. Язык при этом непроизвольно расширится, и вы увидите, какая его сторона более сохранна.

Задание 2. Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Если задание не получается, необходимо:

*использовать сопряженное и отраженное повторение и зрительный контроль (перед зеркалом);

*попросить ребенка дотянуться кончиком языка до шарика, смазанного сиропом шиповника (сироп шиповника – нейтральное средство, не вызывающее аллергической и других отрицательных реакций).

Задание 3. Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким – лопатой, то узким – жалом. Повторить 5 раз. Во время выполнения задания язык в рот не убирать.

Задание трудное, но сразу показывает способность мышц языка сокращаться и расширяться.

Если задание не получается, целесообразно:

*использовать сопряженное и отраженное повторение и зрительный контроль;

*воспользоваться шпателем и вилочковым зондом: шпателем распластайте язык, затем зондом нажмите на его кончик, что вызовет резкое сокращение мышц.

Задание 4. Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой. Повторить 5 раз.

Язык высовывается изо рта с уже готовой установкой (направленностью) не только мышц языка, но и губ, щек.

Задание 5. Открыть рот, высунуть язык как можно дальше, затем убрать язык вглубь рта, при этом кончик не должен быть выражен. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Если задание не получается, можно:

*использовать сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

*предложить ребенку произнести звук К (если он у него сохранен), в это время пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, подтолкните язык вглубь рта.

Задание 6. Открыть рот, отодвинуть язык назад к глотке, затем резко выдвинуть вперед между зубами. При включении голоса слышится сочетание звуков КЫЛ. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернув его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

Если задание не получается, необходимо:

*использовать сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

*попросить ребенка дотянуться кончиком языка до шарика, смазанного сиропом шиповника;

*использовать механическую помощь: рукой, обернутой маревой салфеткой, помогите ребенку выполнить движения, а заодно проверьте сокращаемость и растяжимость мышц языка.

Задание 8. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, заднюю часть языка поднять вверх, коснуться мягкого неба, затем опустить, оставить лежать спокойно. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Упражнение рекомендуется выполнять перед зеркалом, подражая логопеду. Если возникают трудности, нажмите пальцами на среднюю часть спинки языка и отодвиньте ее назад, при этом задняя часть поднимается вверх.

Задание 9. Присосать спинку языка к нёбу; удерживая язык в таком положении, закрывать и открывать рот 5 раз.

Задание 10. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка сильно выдвинуть и высунуть изо рта как можно дальше (кончик языка остается на месте). Затем, не отрывая кончика языка от зубов, уложить язык во рту и удерживать его в спокойном состоянии. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 11. Присасывая язык – лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз.

В случае неудачи предложите ребенку приклеить кусочек конфеты – тянучки за верхние зубы, что поможет языку непроизвольно подняться и присосаться к нёбу.

Обратите внимание: если ребенок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше 11 заданий, то речь может идти о патологии мышц языка.

Задание 12. Открыть рот, высунуть широкий язык, достать им до верхней губы. Затем втянуть язык в рот так, чтобы он своей верхней частью коснулся верхних зубов и нёба. Потом, загнув кончик языка вверх, прижать его к мягкому нёбу. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 13. Открыть рот, кончиком языка упереться в верхние резцы, затем присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

Если задание не получается, можно:

*использовать сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

*использовать механическую помощь: пальцем или зондом поддержите язык около подъязычной уздечки.

Задание 14. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю десну, а спинку языка выгнуть так, чтобы она касалась твёрдого нёба. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Затем присосать спинку языка к нёбу.

Задание 15. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Если задание не получается, необходимо взять кончик языка пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, и помочь выполнить упражнения.

Задание 16. Облизывая кончиком языка нижние зубы с внешней стороны, открывать и закрывать рот 5 раз.

Задание 17. Открыть рот, сделать язык широким. Поочередно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней, затем к верхним и нижним зубам, потом к верхней и нижней деснам. Наконец, высунуть язык изо рта как можно дальше и тянуть его к носу, подбородку.

Если задание не получается, целесообразно:

*использовать сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

*попросить ребенка дотянуться языком до шарика, смазанного сиропом шиповника;

*использовать механическую помощь: возьмите пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, язык за боковые края и, придав нужную форму, поднимайте и опускайте его.

Задание 18. Широко открыть рот, высунуть язык, зажать его зубами. Оставшуюся снаружи часть поднимать и опускать 5 раз. Убрать язык в рот и там поднимать и опускать его 5 раз. Затем, открыв рот, поочередно ставить кончик языка на верхнюю и нижнюю губу; на верхнюю и нижнюю десну; на твердое нёбо.

Задание 19. Приоткрыть рот, высунуть широкую переднюю часть языка, подуть на кончик языка (Для контроля за воздушной струей держите ватку около кончика языка). Зажать зубами боковые края и переднюю часть языка. Кончиком языка выполнять движения вверх – вниз 5 раз.

Задание 20. Открыть рот, кончик языка упереть в нижнюю десну (или губу), боковые края прижать к верхним коренным зубам, сделать язык широким, а посередине образовать желобок. Удерживать положение под счет от 1до 5.

Если задание не получается, нужно помочь ребенку руками.

Задание 21. Открыть рот, широкую переднюю часть языка прижать к верхней губе, среднюю часть спинки языка опустить. Язык принимает форму «чашечки». Затем втянуть «чашечку» в рот, при этом переднюю часть языка прижать к верхним резцам, боковые края – к верхним коренным зубам. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 22. Приоткрыть рот, плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам, кончик языка оставить свободным. Поднимать и опускать кончик языка 5 раз. Выполняя движения, касаться верхних и нижних десен.

Задание 23. Широко открыть рот и кончиком языка «посчитать» сначала верхние, затем нижние зубы.

Движения выполняются в медленном темпе от одного края до другого, кончик языка не отрывается от зубов.

Задание 24. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ, постепенно сжимающих боковые края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование мышц губ

Важную роль в образовании звуков играет подвижность губ. При поражении губных мышц артикуляция нарушается, т.к. движения губ меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабилизованных звуков (О, У) и губно – губных смычных согласных (П, Г, Б, Бь, М, Мь).

Задание 1. Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 2. Плотно сжать губами пластмассовую или деревянную трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше.

Задание 3. Набрать в рот как можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочередно то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно.

Задание 4. Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения губами вверх, вниз, вправо, влево. Повторить комплекс движений 5 раз.

Задание 5. Сжать челюсти, сомкнуть губы, затем растянуть их в улыбке так широко, чтобы резко обозначились носогубные складки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Губы плотно сомкнуты, зубы не видны.

Задание 6. Сжать челюсти. Нижней губой выполнять движения вправо и влево 5 раз, верхняя – неподвижна. Затем нижнюю губу закусить зубами, а верхней двигать вправо и влево 5 раз.

Задание 7. Плотно сомкнуть челюсти, набрать воздух и удерживать его под верхней губой под счет от 1 до 5. Такое же задание для нижней губы.

Задание 8. Сжать челюсти, сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Повторить 3 раза.

Задание 9. Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза.

Задание 10. Сжать челюсти, растянуть сомкнутые губы в улыбке, затем раздвинуть губы, плотно прижать их к деснам, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 11. Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование мышц щек

Мышцы щек тесно связаны с мышцами рта, губ. Если мышцы щек не работают, то и губы теряют свою подвижность. Щечные мышцы участвуют в акте сосания, удаляют слюну из ротовой полости, посылая ее к глотке.

Задание 1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

Задание 2. Через угол рта подкачать воздух детской спринцовкой. Удерж