+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Инновационные коррекционно-развивающие технологии в логопедической работе с младшими школьникам

Автор: Игнотас Юлия Игоревна

Краткое описание работы
На сегодняшний день в связи с быстрым развитием современного общества, к образовательной сфере выдвигаются новые требования. Поэтому необходимо инновационное включение в нашу работу, так сказать креативное дополнение в классическую программу. Это сделает урок интересным и продуктивным не только для ученика, но и педагога.

«Инновационные коррекционно-развивающие  технологии в логопедической работе с младшими школьниками».

 

 

Подготовила:

Педагог-логопед  МАОУ Зареченской школы

Игнотас Юлия Игоревна

 

Содержание:

1.    Введение

2.   Виды инновационных технологий для работы с младшими  школьниками с речевыми нарушениями

2.1.      Биоэнергопластика

2.2.      Технология моделирования

2.3.      ИКТ-технологии

2.4.      Песочная терапия

2.5.      Литотерапия

2.6.      Сказкотерапия

2.7.      Здоровьесберегающие технологии

3.   Заключение

 

 

 

 

Успешная работа логопеда становится возможной лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода. В школу приходят разные дети, каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. Поэтому необходимо инновационное включение в нашу работу, так сказать креативное дополнение в классическую программу. Все эти методики и подходы наряду с традиционными способствуют успешному преодолению различного рода нарушений у детей. Делают их развитие всесторонним и гармоничным. Нижеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы для учителя-логопеда.

        В современной логопедической практике используются следующие инновационные технологии:

1) Телесноориентированные техники (биоэнергопластика, растяжки, релаксация)

2) Технология моделирования

3) Информационно-коммуникативные технологии

4) Арт-терапия (сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, литотерапия)

5) Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз)

 

Биоэнергопластика:

Это средство нейростимуляции. Это технология речевого развития, основанная на взаимодействии трехсоставных компонентов: ребенка, его энергетических ресурсов и двигательного аппарата. По сути, биоэнергопластика- это разновидность артикуляционной гимнастики, основанной на одновременным выполнением каких-то движений и работе артикуляционного аппарата. Это позволяет распределить энергетические ресурсы организма естественным путем, активизирует кровообращение и укрепляет артикуляционный аппарат.

Технология моделирования:

Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного. Детей обучают составлению предложений:

*по предметным картинкам

*по сюжетным картинкам

*по опорным словам

Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляли более содержательные рассказы.  Мнемотаблицы формируют связную речь в кратчайшие сроки. Развивают ассоциативное мышление. Развивают зрительную память. Прекрасно помогают в заучивании стихов и загадок.

Использование ИКТ-технологий:

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)- способствуют творческому развитию ребенка, укрепляют его психические процессы и развивают самого логопеда, способствуют совершенствованию его логопедической практики и опыта деятельности.

ИКТ позволяют обследовать ребенка, использовать интерактивные игры, мультимедийные презентации.

 1. Для коррекции дислексии и дисграфии - «Гарфилд. Лексика и грамматика», «Супердетки.Веселый диктант», «Учимся с Гарфилдом» (Руссобит,2005),  «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» (компьютерный прорект, разработанный Варченко В.И.

2. Для развития фонематического слуха (интерактивная площадка «Мерсибо»)

3. Физкультминутки песенки Железновой

4. Компьютерная «глазодвигательная гимнастика-гимнастика мозга»

5. Компьютерные дыхательные упражнения «игры для Тигры» или использование звуковых волн

6. Артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов.

7. Автоматизация поставленных звуков

Магнитофон «Слушать интересно» - в пособие с картой памяти на которую записано 60 звуков + карточки с иллюстрациями к этим звукам.

 

Песочная терапия:

Развивает творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату. Совершенствует зрительно-пространственную ориентировку и речевые возможности. Освоение навыков звукового анализа и синтеза. Развивает фонематический слух и восприятие . Развивает связную речь и лексико-грамматические представления. Помощь в изучении букв, освоении чтения и письма.

В работе с песком задействованы обе руки, то есть работают сразу два полушария. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Движения рук ребенка в песке снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи. В песке развивается тактильная чувствительность, как основа ручного интеллекта, а так же все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика). Артикуляционную гимнастику можно сочетать с песком. Язычок делает упражнение, руки отрабатывают похожие движения в песке.

Литотерапия:

Коррекционная работа с использованием натуральных камней. Нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. Перебирание камней, раскладывание по цвету и размеру, выкладывание дорожек или узоров по образцу, массаж рук и пальцев, логопедические игры с использованием камней всё это улучшает эмоционально-волевую сферу, координацию движений, уровень развития мелкой моторики руки, нормализация речевой функции, стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Сказкотерапия:

Один из основных приемов со сказкой – анализ, который применяется для детей на материале известной сказки. Работа в рамках сказкотерапии способствует автоматизации произношения звуков и развитию связной речи. Развивается слухоречевое внимание и память. Ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Здоровьесберегающая технология:

Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, элементы логоритмики, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика:

Помогает выработать носовой тип дыхания и преодолеть ротовой. Зачастую дети дышат ключично, а необходимо диафрагмально. При правильном речевом дыхании улучшается кровообращение, газообмен, происходит массаж брюшной полости.

       Компьютерная игра «Игры для Тигры»

Тренажеры для детей (Шкатулка логопеда)

Гимнастика для глаз:

Зрительный тренажер Базарного В.Ф. используется для профилактики и снятия зрительного и психогенного утомления, а также стрессов у школьников. Полезно вешать как перед глазами, так и на потолке. Гимнастика для глаз помогает концентрировать внимание, обеспечивает межполушарное взаимодействие, контролировать свое поведение

Глазодвигательные упражнения:

Глазодвигательная гимнастика – это средство стимуляции мозга, это гимнастика мозга. Упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию мозга и организма. Разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения (видео глазодвигательная гимнастика - гимнастика мозга).

Иллюзии движения – это категория оптических трюков. Эти уловки вводят в заблуждение периферическое зрение, в результате чего механизм восприятия сбивается, сетчатка фиксирует изображение прерывисто, скачкообразно, и мозг активирует участки коры, отвечающие за распознавание движение. Иллюзия движения очень полезна для школьников с оптической дисграфией.

Пальцевая гимнастика:

Развитие тонкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга (геоборды, ниткография).

К новым включениям относятся также:

Рисование и письмо на вертикальной поверхности способствует развитию силы и стабильных верхних конечностей, зрительно-моторная координация, пространственные представления.

Игра «Кинестетические мешочки» развивают сенсорику, кинестетические ощущения, служат для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

Конторка доктора В.Ф.Базараного. Для профилактики и оздоровления. Формирование телесной вертикали. Использование в учебном процессе специальной мебели-конторок.

 

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление навыков поведения, основ личностной культуры.