Разработка логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "На рыбалку с котом Леопольдом
Автор: Коробова Юлия Александровна
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «На рыбалку с котом Леопольдом».
Цель: Закрепление знаний детей о звуках и буквах, изученных за 1 период обучения
Задачи: Закреплять умение выделять первый звук в слове;
Формировать умение составлять слово из перепутанных букв; формировать умение составлять слова из данных букв;
Развивать фонематическое восприятие детей; развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата; развивать общую и мелкую моторику; развивать логическое мышление, воображение, память, внимание;
Воспитывать доброжелательность, сплоченность, благородство.
Предварительная работа: занятия по обучению грамоте: Гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, согласные звуки буквы М, П, Т, С, Н, Д, Б, К, Р.
Оборудование: картинка кот Леопольд на палочке, карта, картинки с номерами, дорожка, буквы, гимнастические коврики, ребусы, Су Джок, «Архитектор речи» из конструктора, магнитофон с записью музыки, листы с заданием «Варим уху», простые карандаши.
Повторение пройденного материала. Ребята, давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? Звуки говорим и слышим, буквы видим и пишем.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, скажите, пожалуйста, какое наступило время года? (Весна). А какое время года наступит после весны? (Лето). Чем вы больше всего любите заниматься летом? (Гулять, играть в мяч и т.д.). Знаете ли вы, чем можно заниматься на реке или озере, взяв с собой удочку, сочок и ведро? (Ходить на рыбалку). А хотите не ждать лето и отправиться прямо сейчас на рыбалку? И отравимся мы не одни, а с нашим гостем (кот Леопольд) . Что-то котик расстроен. Он очень любит уху из рыбы, но не может добраться до реки по карте, так как не умеет читать. Ребята, а мы с вами можем ему в этом помочь? (Поможем ему добраться до реки, наловить рыбу и сварить вкусную уху). Для этого мы с вами вспомним буквы, которые уже выучили и хорошо знаем. Нам необходимо будет выполнить много интересных заданий, определить первый звук в слове, произнести слова по слогам и составлять слова. Мы будем работать все вместе и по одному. Итак, куда мы с вами отправляемся? (На рыбалку).
2. Основная часть. (Мимическая гимнастика) Посмотрите ребята, а Леопольд грустит, покажите, как вы грустите? Или даже рассержен.А разве можно с таким настроением отправляться на рыбалку, конечно же, нет. А с каким настроением нужно пойти, чтобы все удавалось и получалось и мы наловили много рыбы? Конечно же, с хорошим и радостным настроением, покажите, как вы радуетесь? Замечательно, а еще мы с вами очень дружные и выручаем и поддерживаем друг друга, покажите как? Молодцы! (Глазодвигательная гимнастика) Путь предстоит не близкий и нам потребуется много сил. Кот Леопольд очень быстрый сможете за ним проследите глазами.
Смотрим на котика.
- вверх – вниз, вправо – влево 3-4 раза.
- движение глазами по кругу в одну и другую стороны 2-3раз.
- поморгать, закрыть глаза, открыть глаза.
(Дыхательная гимнастика) Здорово, а еще нам нужно правильно дышать. Упражнения:
1. «Разминка»
Делаем глубокий вдох через нос, губы трубочкой плавный выдох.
2. «Насос»
3. «Кошка»
Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.
Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе-расжимаем.
Подражать мы будем кошке
В кулачки сожмем ладошки
Коготки мы выпускаем,
Мышку быстро мы поймаем. Садятся на стульчики.
А теперь разомнем наши губы и язычок.
Артикуляционная гимнастика «Рыбы»
№ Речевой материал Двигательные упражнения
1 «Пузырьки лопаются» Беззвучное произнесение [п], темп произнесения то убыстрять, то замедлять
2 «Хищная рыбка» Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы
3 «Рыбка жуёт водоросли» Имитировать жевание
5 «Ракушка открывается» Рот открыт, язык высунуть «лодочкой», держать неподвижно, губы то широко раскрывать, то касаться ими «лодочки»
8 «Рыбка поёт» Вытянуть губы «трубочкой» и медленно открыть рот, также медленно закрыть его
Молодцы ребята, итак первое задание, выберите по одной карточке. У кого карточка под номером 1, что нарисовано на ней? Назовите слово и определите, какой первый звук в этом слове? Возьми нужную букву и вклей в наше слово на карте. Карточка номер 2, карточка номер 3, карточка номер 4. Что за слово у нас получилось? (МОСТ). Какой замечательный мост, давайте по нему пройдем вместе руки в стороны на носочках, идем друг за другом держим равновесие. А теперь положим правую руку на плече соседу и пройдем по нашему мостику боком приставными шагами. Молодцы ребята справились с этим заданием, двигаемся дальше. Присаживайтесь на стульчики.
Следующее задание. На доске домики, а они чем-то отличаются друг от друга? (У первого домика одно окошко, у второго домика два окошка, у третьего домика три окошка). Ребята также и в словах, бывает один, два и три слогов. Нужно произнести слова по слогам и соединить нужную картинку с тем домиком в котором столько же окошек сколько и слогов. Выходят Первое слово: ЛЕ – ТО, СА - ПО – ГИ, ЛЕС , СА - ЧОК - прохлопываем. Молодцы выполнили задание и появились буквы, какое слово из них можно составить? ДОМ прочитаем все вместе и вписываем в карту.
Чтобы нам узнать, что мы будем делать дальше, нам нужно сыграть в игру «Составь слово по первому звуку». Показываю картинку с ребусами, сначала слова РУКА подходит? Нет здесь 4 буквы, а нам нужно 3. АУ походит? Нет буквы 2. СОН – подходит. И нам пора с вами отдохнуть проходите на нашу полянку. Закроем глаза и послушаем музыку.
Чтобы отдыхать с пользой, я вам буду произносить слова, ваша задача запомнить как можно больше слов необходимых для рыбалки. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Отдохнули пора отправляться дальше. И новое слово, а сколько букв в этом слове (4). Послушайте загадку и отгадайте ее.
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит. РЫБА
А какая рыбка нам нужно для ухи мы узнаем, когда выполним следующее задание. Подходите к столам, выберите себе детали того цвета, какой изображен у вас на столах и соберите из него слова, прочитайте по очереди что получилось. Названия рыб КА-РА-СИ, СО-МЫ, А-КУ-ЛЫ, О-КУ-НИ. Молодцы, ребята, а какую рыбу наш кот не сможет поймать? Конечно же, АКУЛУ. Так как КАРАСИ, СОМЫ и ОКУНИ – это речные рыбы и живут в реке, а АКУЛЫ – это морская рыба и водится в море. Как мы назовем, одним словом РЫБЫ. Вписываем слово по очереди, первый звук Р вписываем необходимую букву, второй – Ы, третий - Б, четвертый – Ы. Прочитаем все вместе слово.
Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Молодцы ребята, много наловили рыбу, а теперь нам ее нужно приготовить, а какое блюдо мы узнаем, выполнив следующее задание. На ваших листочках изображены продукты и предмет, с помощью которого мы будем готовить, но некоторые буквы потерялись подумайте какия и впишите их. Каждый будет работать на своем листочке.
1 слово – ЫБА, какой потерялся – Р
2 слово – АРТОШКА – К
3 слово – ВЕДР – О
4 слово – ОРКОВЬ – М
5 слово – ЛК – У. Ребята, что из этого всего можно приготовить? СУП. А какой суп можно приготовить из рыбы, вы узнаете, отгадав загадку.
Наловили мы лещей,
Карасей и окуней.
Получилась неплоха
И навариста ... (уха). Конечно УХА, какой первый звук в слове уха – У, второй – Х, третий – А.
3. Заключительная часть.
Ребята, а для кого нам нужна была уха? (Для кота Леопольда). Как мы ему помогли? (Добраться по карте до реки, чтобы наловить рыбу и сварить уху). Замечательно, мы справились со всеми заданиями? Давайте с вами вспомним, какие слова у нас получились? Прочитаем их по порядку все вместе. Ребята, вы были все молодцы, а какое задание было самым интересным для вас сегодня? А самым трудным? С каким заданием вы справились лучше всего? Мне понравилось как…. А за что мы можем похвалить… А на следующем занятии мы с вами познакомимся еще с одним звуком, чтобы составлять еще больше слов. Ребята, вам понравилась наше сегодняшнее путешествие с котом Леопольдом? Придете домой, и расскажите родителям, как вы путешествовали и чем еще можете заниматься летом. Кот Леопольд очень доволен и теперь знает, как ему добраться до реки в следующий раз, когда ему снова захочется рыбки. До свиданья котик. Наше занятие закончилось до свидания ребятки!