Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе "Наша огромная семья
Автор: Иванова Арина Петровна
Цель: закреплять представления детей о многонациональности Чувашской Республики.
Задачи:
Познавательные:
- дать представления о народе, проживающего на территории Чувашской Республики (чуваши, мордва, русские, татары)
Речевые:
-развивать умение общения, взаимодействия и готовности к
совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками
-развивать владение связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речью
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение с окружающими
Предварительная работа:
- рассматривание географических карт и глобуса
- беседы о многонациональном населении Российской Федерации
-просмотр фильмов о народе Чувашии
Оборудование и материалы:
фотографии разных народов (чуваши, мордва, татары, русские), картины с изображениями разных национальностей (чуваши, мордва, татары, русские), раскраски, куклы в национальных костюмах (чуваши, татары, мордва).
Ход мероприятия:
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня в кабинет логопеда зашел мальчик Сетнер (кукла в чувашском костюме).
Учитель-логопед(голосом Сетнера): Мы играли с друзьями на улице. Я думаю, что в нашей Республике проживают только чуваши, и мы с ними поссорились. И когда услышал ваши голоса, мне так захотелось с вами подружиться! Можно к вам присоединиться? Ответы детей.
Учитель-логопед: Сетнер, давай разберемся, какой же народ живет в нашей Республике. Нам с ребятами, кажется, что ты обидел своих друзей.
В Чувашии в старину, как и сейчас, проживали разные народы. Больше всего - чуваши, а также русские, татары, мордва и другие народы. Многие крестьяне - чуваши, татары, мордва, русские - проживали в соседних деревнях. Они могли свободно говорить на двух-трех языках. В настоящее время эти народы также проживают на территории нашей Республики. У каждого народа свой язык, свои праздники, одежда, еда... Сетнер, ребята, посмотрите , это старинные фотографии разных народов - русские, татары, мордва, чуваши. Предлагаю рассмотреть их. (Рассматривают, обговаривают, какую одежду носил каждый народ) [2].
(Стук в дверь) Учитель-логопед: Кто там?
Кукла в мордовском наряде (учитель-логопед): Здравствуйте, ребята, меня зовут Вежява. Я потеряла своего друга Сетнера. Вы его не встречали? (Ответы детей.)
Сетнер (учитель-логопед): Прости, меня Вежява, что обидел вас. Ребята мне рассказали, о многонациональности нашей Республики.
Вежява (учитель-логопед): Хорошо, что ты осознал свою ошибку. Давай помиримся и с детьми поиграем в игру.
Динамическая пауза «Мордовская народная игра «Раю-раю» » [1].
(Проводится игра)
Вежява: Как же весело с вами было играть! Ребята какое сейчас у вас настроение? (Ответы детей)
(Стук в дверь. Появляется кукла в татарском наряде)
Айбике: Здравствуйте, меня зовут Айбике. Я гуляла со своими друзьями, но мы с ними поссорились. Вы их не встречали? (Ответы детей).
Сетнер и Вежява: Прости нас, Айбике. Давай будем жить дружно.
Айбике: И вы меня простите. Действительно в Чувашской Республике проживают несколько национальностей. Посмотрите, я принесла картинки разных народов (приложение 2), угадаете ли вы по их наряду к какой национальности они относятся? (показывает карточки) (Дети совместно с логопедом сравнивают одежду, головной убор, обувь).
Молодцы! Отлично справились!
Куклы: Спасибо, ребята, за то, что помогли нам помириться. А сейчас нам пора домой. Живите дружно. А для того, чтобы вы закрепили знания о народе Чувашии, мы хотим вам оставить раскраски народов, проживающих в нашей Республике.
(Логопед и дети благодарят за подарок и прощаются с куклами.)
Учитель-логопед: Ребята, давайте вспомним, куклы каких национальностей были у нас в гостях? (Ответы детей). В нашей Республике действительно проживают чуваши, мордва, русские и татары. Надо ко всем относиться с уважением.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Наша матушка Россия
Как и прежде станет сильной!
Список литературы
1. https://ruk.1sept.ru/view_article.php?ID=200901407
2. Е.Енькка. Родной край. 2 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций Чувашской Республики и чувашской диаспоры / Е. В. Енькка. - Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 2018. – 174 с.