+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи

Автор: Чижикова Татьяна Юрьевна

«Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи.»

 

  Известно, что дошкольный воз­раст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсив­ное развитие органов и становление функциональных систем организма. На­метившаяся в последние 10 лет устой­чивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих из­менить эту ситуацию.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизар­трии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здо­ровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению ТНР значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов, А. Г. Ипполитова, З. А. Репина, М. Е. Хватцев).

Дыхание входит в сложную функци­ональную речевую систему. Перифери­ческие органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности осталь­ных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» вначале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в лого­педической практике.

Существуют определенные методи­ки, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и орга­нов артикуляции у заикающихся детей. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные мето­дики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыха­тельных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Разработанные методики исполь­зуются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопеди­ческой практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для них и малопонятны. Кроме того, не все из них соответствуют природе ребенка. Значительная часть методик не учитывает положения А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания.

В настоящее время также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формиро­вания внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и дви­гательной активности, на целенаправ­ленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодо­ления ТНР, на оптимизацию коррек­ционного процесса с использованием полифункционального оборудования (в дальнейшем - ПФО). Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится по­лифункциональным и включает в себя сухой бассейн, фитболы, пузырьковую колонну, светящуюся нить, подвесные конструкции, массажные коврики, фо­нотеку.

Оборудование условно можно раз­делить на два блока: релаксационный (который решает задачи опосредованного массажа и релаксации, растормаживания речевых зон, стимуляции кинестезий разных модальностей) и активиационный (стимулирует двигательные функ­ции и нервно-психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпо ритмические харак­теристики речи).

Опыт использования этого ПФО наработан в ходе инновационной де­ятельности. Можно эффективно исполь­зовать возможности этого оборудования в целях формирования правильного физиологического и речевого дыхания как одного из важных составляющих развития правильной речи.

Условием реализации данной тех­нологии является наличие в ДОУ ор­ганизованной мультисенсорной среды: сенсорная комната с ПФО; физкуль­турно-музыкальный зал с современными игровым оборудованием; уголки для развития дыхания с нестандартным оборудованием и подвесными кон­струкциями в групповых помещениях. Составляющие мультисенсорной среды позволяют педагогам создавать игры и упражнения на формирование дыхатель­ной функциональной системы.

Технология обладает некото­рыми особенностями. Основная часть игр и упражнений проходит в специально организованной среде с использованием ПФО. Оборудование создает условия для возникновения по­ложительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Оно может ис­пользоваться как предмет, опора, пре­пятствие, создающее сопротивление; как отягощение, ориентир, амортизатор, массажер, средство контроля. В основе технологии лежат как традицион­ные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения. Одним из положительных моментов этого метода является тренинговый характер.

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется  в двух  аспектах

. участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, вос­питателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспи­танию);

. использование дыхательных упраж­нений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, само­стоятельная деятельность, занятия).

Этапы работы

На 1 этапе  создаётся фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять верти­каль позвоночника. Средством реали­зации этих задач являются упражнения и эмоционально-игровые настрои. Так, упражнения «Медвежонок в берлоге», «Страшный сон мышонка», «Заячьи бега» побуждают детей к утрирова­нию дыхания, к регуляции его частоты и места возникновения. Упражнение «Великан» способствует релаксации растяжению позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их спо­собность к волевому усилию.

На 2 этапе приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и yлyчше­ния качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления. Поэтому мы помога­ем детям максимально расслабляться, применяя игры типа «Медуза», «Чайка», «Ленивец», «Отдых», а также учим чередо­вать напряжение и расслабление сначала крупных мышц, затем дыхательных (игры «Полоскание», «Гора» и др.). Улучшить качественные характеристики движений мышц, участвующих в акте дыхания (шеи, грудино-ключично-сосцевидных), помогают игры-упражнения «Буратино удивился», «Колобок», «Надави на бортик» (лбом, ухом, подбородком). Укреплению брюшных мышц способствуют упражнения «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики ногами», «Бревнышки».

Таким образом, для развития нерв­но-мышечного аппарата мы используем специальные игровые упражнения с ПФО, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания.

Задачи 3 этапа:

    . создание активного вдоха с акцен­том на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока);

. регуляция дыхательного ритма.

    Отработка этих навыков дыхания способствует улучшению аэродинамики воздушного потока, созданию внутрикле­точного сопротивления и активизации рефлексогенных зон верхних дыхательныx путей. Мы учим детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними. Силу и направленность выдоха формируют упражнения «Ветер, ветерок, ветрище», «Костер». Осознанной задержке дыха­ния способствуют игры «Поиграй со светлячками», «Ловцы жемчуга». Резуль­татом использования этих упражнений является сформированный стереотип

правильного дыхания.

Задачи 4 этапа:

. автоматизация нижне-реберного диафрагмального типа дыхания;

    . формирование речевого дыха­ния.

В основу предлааемых тренинговых циклов легли упражнения парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой, со­гласно которой тренировочный эф­фект усиливается благодаря созданию дополнительного сопротивления как дыхательным мышцам, так и потоку воздушной струи. Тренинги, предложен­ные этим автором, мы адаптировали к нашему игровому оборудованию. В основу адаптированных игр положен принцип парадоксального дыхания, который призваны сформировать игры ­упражнения «Пожарники», «Насос», «Гармошка», «Шарик», «Сосчитай мя­чики», «Покачай игрушку на животе». При проведении этих упражнений детям дается установка - делать шумный вдох носом на максимум движения, а выдох произвольный. При этом обо­рудование создает дополнительное сопротивление или нагрузку.

Рассматривая физиологическое ды­хание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить по­требности детей в двигательной актив­ности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать паттерн дыхания в наиболее сжатые сро­ки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия).

 

Игровые упражнения для развития физиологического дыхания.

 «Медвежонок в берлоге»

    Цель. Активизировать глубокий спо­койный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой 6ассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и пово­рачиваются с боку на бок.

Педагог.

Медведь в берлоге сладко спит

 И шумно, на весь лес сопит.

 Дети выполняют 8-12 шумных вдохов.

 Выдох произвольный.

«Страшный сон мышонка»

   Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

   Педагог.

Как дышит мышка-крошка,

Коль снится злая кошка?"

Дети дышат поверхностно и уча­щенно.

«Заячьи бега»

Цель. Стимулировать глубокое, ча­стое дыхание.

Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

«Ве.ликан»

Цель. Формировать вертикаль по­звоночника.

Педагог. Дети, представьте, что сен­сорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показатъ нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит камен­ный потолок. Каждый из вас – могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы

устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы стано­витесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

«Медуза»

Цель. Учить детей расслаблять мыш­цы всего туловища с последующим напряжением их.

    Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

    Педагог.

Я лежу на спине,

Как медуза на воде.

Руки расслабляю

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм!» дети сворачи­ваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабля­ются, ложатся свободно.

«Чайка»

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

    Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.

    Педагог.

Спокойно на спине лежу,

Как чайка, медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу:

Вверх – выдох, на выдох – опускаю.

 Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

«Ленивец»

    Цель. Удерживать позу общего рас­слабления.

    Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.

    Педагог.

Я ленивец, милый, славный,

 Неуклюжий и забавный.

 Вишу на ветке целый день.

 Даже и висеть мне лень.

«Отдых»

    Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах­ гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают, опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

«Полоскание»

Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

 «Колобок»

Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.

Описание. Дети сидят на мячах­ гигантах.

Педагог.

Покатился колобок

С левого на правый бок.

А потом на спинке,

Будто по тропинке.

 «Ёжик»

Цель. Формировать силу и точ­ность движения. Осуществлять массаж мышц спины.

Описание. Дети-Ёжики бегут по залу, фырчат: «ф-ф-ф». По сигналу педагога они сворачиваются клубочком на массаж­ных ковриках и сгруппировываются.

 «Водный велосипед»

Цель: укреплять мышцы ног и брюшно­го пресса. Ритмизировать движения в со­ответствии со стихотворным текстом.

    Описание. Дети сидят в сухом бас­сейне, опираясь спиной о бортик.

    Педагог.

Водный мой велосипед

Как он любит непосед!

На педали нажимаю,

Рыбок стаи распускаю.

Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.

 «Ловцы жемчуга»

Цель. Упражнять в задержке ды­хания.

Описание. На дне сухого бассей­на лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.

«Пожарники»

Цель. Тренировать короткий шум­ный резкий вдох, укреплять мышцы шеи.

Описание. Дети сидят на мячах­ гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют дви­жения, но уже в другую сторону.

«Насос»

Цель. Тренировать дыхательную мускулатуру

Описание. Дети стоят и опирают­ся прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном резком вдохе они на­давливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.

« Гармошка»

Цель. Автоматизировать нижнеди­афрагмальное дыхание.

Описание. Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем де­лают произвольный выдох и возвра­щаются в исходное положение.

«Шаpuк»

Цель. Отрабатывать нижнедиаф­рагмальное дыхание длительность выдоха.

Описание. Дети сидят на мячах­ гигантах, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками.

«Сосчитай мячи»

Описание. Мячики из сухого бас­сейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.