Картотека дидактических игр по развитию речи
Автор: Карпова Светлана Вольдемаровна
Картотека дидактических игр по развитию речи
"Г Л А С Н Ы Е З В У К И"
ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.
ХОД ИГРЫ: Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.
|
"Н А З О В И Т Р И С Л О В А"
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей. ХОД ИГРЫ: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. Что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? И т.д. |
"Ч У Д Е С Н Ы Й М Е Ш О Ч Е К"
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, словарь признаков. ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан). Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.
|
"З А К О Н Ч И П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е"
ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений. ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает детям закончить предложение: Мама положила хлеб… куда? В хлебницу. Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу. Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу. Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу. Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела. Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно. Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано. Мы поедем завтра в лес.. Если будет хорошая погода. Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты. Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки. |
"Л И Ш Н Е Е С Л О В О"
ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов. ХОД ИГРЫ: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор. Лексический материал (например): шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки. зима, весна, ноябрь, лето, осень. белка, заяц, медведь, синица, еж. шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.
|
"НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ"
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания. ХОД ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер. |
"Н А П Р И Е М Е У В Р А Ч А"
ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом, вдох носом - выдох носом.) ХОД ИГРЫ: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. "Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом" и так далее. "А теперь послушаю спинку". Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.
|
"П Ч Е Л Ы и М Е Д В Е Д Ь"
ЦЕЛЬ: закреплять изолированное произношение звука Ж. ОБОРУДОВАНИЕ: стульчики, маска медведя. ХОД ИГРЫ: Ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике. Воспитатель говорит: Пчелки в улье сидят И в окошко глядят. Погулять все захотели. Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж. Дети бегают и жужжат. Медведь идет, спасает мед. Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним.
|
"Э Х О"
ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах. ХОД ИГРЫ: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее. "Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» - поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» - подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.
|
"П О Д У М А Й и И З М Е Н И"
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах. ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное. Я купил елку - я купил елки Я кормлю белочку - я кормлю белочек Я повесил на елку фонарик - …фонарики Я иду за клюшкой -…клюшками Я чищу шапку - …шапки Я вижу зайца - …зайцев Я сыплю синичке крошки - Я сыплю синичкам крошки и так далее.
|
"Я З Н А Ю М Н О Г О Н А З В А Н И Й"
ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов. ХОД ИГРЫ: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т.д.
|
"Н А З О В И О Д Н И М С Л О В О М"
ЦЕЛЬ: развитие словаря детей. ХОД ИГРЫ: Ведущий спрашивает у детей: "Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?" (птицы) Астру, мак и розу? (цветы) Лису и ослика? (животные) Иву и дуб? (деревья) и другие варианты. Впоследствии ведущими становятся сами дети.
|
"П Л О Х О или Х О Р О Ш О" ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Х в словах. ХОД ИГРЫ: Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу. Обижать малышей - … Быть настоящим другом – Помогать друзьям - … Говорить грубые слова - … Помогать маме - … Болеть - … Веселиться с друзьями - …
|
"Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ"
ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий. ХОД ИГРЫ: Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему: Воспитатель: я знаю пять названий фруктов. Дети (по очереди): ананас – груша – яблоко – виноград - киви. И так далее.
|
"К О М У У Г О Щ Е Н И Е?" ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных. ХОД ИГРЫ: Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
|
"С Л О В А" ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными. ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово "белый" (например). Куртка какая? Белая Сапоги какие? Белые Поле какое? Белое Снеговик какой? Белый Аналогично другое прилагательное: Снег какой? Серебристый Дорога какая? Серебристая Ветки какие? Серебристые Озеро какое? Серебристое и так далее
|
"ТИШЕ, ТИШЕ, МАША ШЬЕТ"
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Ш в словах. ХОД ИГРЫ: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши) и тихо говорят: Тише, тише, Маша шьет, Наша Маша долго шьет. А кто Маше помешает, Того Маша догоняет. После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
|
"Н А Й Д И З В У К" ЦЕЛЬ: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком. ХОД ИГРЫ: Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов, а вы - искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.
|
"Н А З О В И Л А СК О ВО" ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов. Оборудование: мяч ХОД ИГРЫ: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Шуба теплая - шубка тепленькая Лиса хитрая - лисичка хитренькая Заяц белый - зайчик беленький Сапоги чистые - сапожки чистенькие Ветка короткая - веточка коротенькая Шишка длинная - шишечка длинненькая Ворона черная - вороненок черненький Снег белый - снежок беленький.
|
"Подбор прилагательных" Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
|
"Что бывает?" Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
|
"Узнавание" Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов. |
"Цепочка слов" Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка". Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная... Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор... Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым... Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд... и т. д.
|
Игра "Добавь слово" Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах. Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее. Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ..."
|