Комплексная помощь детям со стертой неврологической симптоматикой
Автор: Аверина Ирина Александровна
В последние годы увеличилось количество обращений родителей с жалобами на проблемы в воспитании и обучении своих детей. Все жалобы имеют схожее описание. Родители рассказывают о том, что их дети:
· Невнимательные
· Несобранные
· Ленивые
· Непослушные
· Не доводят начатое дело до конца
· Почти не читают
· Вяло проявляют познавательную активность в отношении окружающего мира
· Плохо спят (трудности в засыпании и пробуждении)
· Не могут долго на чем-то концентрироваться
· Ничего не помнят
· Рассеянные
· Неряшливые
· Неловкие
· Невнятно говорят
При обследовании обнаруживается, что речевое нарушение у таких детей обусловлено дизартрическим синдромом. Все остальные перечисленные проблемы – результат стёртой неврологической симптоматики.
При изучении амнестических сведений, обнаруживается, что во всех случаях имела место внутриутробная гипоксия плода и осложнения во время родов.
С самого рождения стёртую симптоматику почти не диагностируют. Хотя такие дети с первых дней или излишне беспокойны, или наоборот вялы, не спят или спят больше положенного, путают день и ночь, вяло сосут, с задержкой начинают реагировать на внешние стимулы и эмоционально-положительное общение с матерью, пропускают период ползания.
Родители считают, что ребенок здоров, нормально развивается: сел, пошел, выдал первые слова. Кто-то начинает беспокоится только с момента появления трудностей в школьном обучении. Кто-то несколько раньше. Одни родители либо слишком заняты на работе, либо считают, что все само наладится. Другие – начинают усиленно воспитывать ребенка. Не оставляют время на отдых, грузят дополнительными занятиями, показывают свой негативизм в отношении неуспеваемости, требуют только отличные оценки. В дошкольном возрасте вместо свободной игры погружают в обучающую деятельность, чем только усугубляют и так имеющуюся неврологическую симптоматику.
Нами был разработан комплексный подход к глубокой дифференцированной диагностике таких детей. Для помощи детям со стёртой дизартрией и имеющейся неврологической симптоматикой работают совместно сразу несколько специалистов: невролог-гомеопат, психолог, логопед-дефектолог. Положительный результат в лечении таких детей достигается посредством согласованных действий всех указанных специалистов и родителей (семьи).
В ходе диагностики, почти у всех детей выявляется нарушение пространственного-временно восприятия. Этой проблеме уделяется отдельное внимание. Нарушение в понимании и ощущении пространства и времени сильно осложняют жизнь человека, а также влияют и на формирование логико-грамматических конструкций в речи.
В сочетании с общепринятым лечением (преимущественно гомеопатическим: классическая гомеопатия плюс антропософская медицина) и физиотерапевтическим, ведется активная работа над улучшением моторного и сенсорного развития в игровой форме. Значительный эффект дает применение телесноориентированных практик (приемы вальдорфской педагогики, элементы эвритмии, упражнения гимнастики Ботмера, музыкальной ритмики).
Занятия с такими детьми индивидуально-групповые. Один раз в неделю проводятся индивидуальные занятия, один раз – групповые (для детей с максимально близкими функциональными нарушениями одного возраста). Логопед-дефектолог помимо проведения коррекционной работы над речью, проводит комплексную работу по растормаживанию внимания, памяти, восприятия, воображения, тонкой и общей моторики. Осуществляется работа по всем направлениям развития.