Конспект основной образовательной деятельности по развитию речи "Знакомство со звуком [С]. Лексическая тема Транспорт" для детей старшей группы ЗПР
Автор: Мурясова Айгуль Раифовна
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Познакомить со звуком [С].
- Научить характеризовать звук [С] по акустическим и артикуляционным признакам.
- Учить звуковому анализу слова.
Коррекционно - развивающие:
- Упражнять правильно произносить звук [С] в слогах, словах, во фразах.
- Закрепить понятие «Согласный звук».
- Развитие ФС, зрительного восприятия и памяти.
- Развивать мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.
- Воспитывать желание активно работать на занятиях, воспитывать доброе отношение друг к другу.
Словарь предметный: звук, слог.
признаков: гласный, согласный, твёрдый, синий, красный;
глагольный: называть, смотреть, лови, повтори.
Дидактический материал: предметные картинки (самолёт, самокат, автобус), карточка характеристики звуков, мяч.
Ход занятия:
1. Оргмомент. «Бабочки на цветах» - отработка воздушной струи.
Посмотрите на картинку. Это садовник, он поливает цветы. Как льётся водичка? (вызывание звука [С] по подражанию: С – С – С )
2. Изолированное проговаривание звука – «Полив сада» [c – c – c]
3. Анализ артикуляции.
Посмотрите на меня, как я говорю звук [С]?
по схеме – зубы (сомкнуты), губы (в улыбке), язык (внизу), воздух (холодный), голос (не работает).
4. Мы можем спеть этот звук? (нет), это звук – согласный, твёрдый, показать символ звука («Живой звук»).
5. Развитие ФС. Игра с мячом «Повтори за мной» (са, со, су, сы, ас, ос, ус, ыс)
6. Закрепление звука в слогах. Чистоговорки. Помогите мне закончить говорить слова:
летит оса – са – са – са класс! – ас – ас – ас
крутим колесо – со – со – со много ос – ос – ос – ос
видели лису – су – су – су длинный ус – ус – ус – ус
7. Физкультминутка.
Мы отправляемся в путешествие.
Сначала мы поедем на поезде (чу- чу- чу) – руками имитируем движение колес.
Теперь летим на самолёте (у – у –у ) – руки в стороны.
Потом едем на автобусе (дж – дж – дж ) – руками крутим руль.
Стоп! Приехали – садимся на места.
8. Автоматизация звука в словах.
Транспорт: самолёт, самокат, автобус. Посмотрите, какие у меня есть картинки, выберите каждый себе по одной. Каждый ребёнок называет свою картинку, потом хором называет все.
9. Автоматизация звука в словосочетаниях.
Что делает самолёт? (самолёт летит) Где он летит? (по небу)
Что делает самокат? (самокат катится) Где он катится? (по тропинке)
Что делает автобус? (автобус едет) Где он едет? (по дороге)
Самолёт летит по небу, автобус едет по дороге, самокат катится по тропинке.
10. Развитие ФВ. Звуковой анализ слова «Оса»
Сколько звуков в этом слове?
Первый звук? (О) Какой это звук гласный или согласный?
Второй звук? (С)
Третий звук? (А)
11. Итог. С каким звуком мы сегодня познакомились? (С)
Сюрпризный момент.