Сюжетно-ролевая игра в работе по автоматизации свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Автор: Кабирова Нелли Иршатовна
В статье говорится о том, что на сегодняшний день число детей с нарушениями звукопроизношения растет. Из этого числа выделяю детей с нарушением произношения свистящих звуков - их большинство (из личного опыта). Необходимо вести работу по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Сложнее приходится на этапе автоматизации звуков. Необходим самоконтроль со стороны ребенка. Нужно вызывать и поддерживать стремление говорить красиво, четко. Сюжетно-ролевая игра как катализатор в процессе устранения нарушения звукопроизношения.
Сюжетно-ролевая игра в работе по автоматизации свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Количество детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения растет с каждым годом. У многих отмечается нарушение произношения свистящих звуков. Чаще всего это межзубный сигматизм всей группы свистящих звуков. Не редко: боковой сигматизм свистящих. В структуре речевого нарушения практически у всех детей данной группы выявляется дизартрия или стертая дизартрия. Этот факт увеличивает сроки исправления нарушенных свистящих звуков, т.к. ребенок не ощущает движения, положения своих органов артикуляции, присутствуют дополнительные, сопутствующие движения, что мешает постановке звуков. Но как только завершаются подготовительный этап и этап постановки звуков, мы переходим к этапу автоматизации звуков. Цель данного этапа - закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь. Здесь же проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков.
Как отмечает Л.Н.Смирнова, зачастую самым трудным и длительным является именно третий этап [3]. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.
Введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому крайне необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью и деятельностью.
Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях [2]. Волевая регуляция основана на самоконтроле, как компоненте саморегуляции.
Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Их необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.
Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.
С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.
Помимо всех известных игр, направленных на автоматизацию поставленных свистящих звуков в старшем дошкольном возрасте дети активно сами организовывают и играют в сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
Сюжетно-ролевая игра выступает катализатором процесса устранения нарушений звукопроизношения. Она способствует ускорению и вносит разнообразие в процесс работы по автоматизации звуков.
Дети примеряют на себя роль взрослых (кассира, продавца, врача, покупателя, стюардессы и др.) проживают различные ситуации, учатся поведению в этих ситуациях, учатся выстраивать диалог, используя те или иные речевые обороты, подходящие для данной ситуации, пробуют вести себя, как взрослые, которых они наблюдают рядом с собой. Ребенок подбирает правильные слова, понимает, что нужно произносить их правильно, четко, чтобы его понимали, ведь сейчас, в данной ситуации он – врач, журналист, стюардесса, которые говорят красиво, четко произносят все звуки. Вот тут дети учатся контролю за собственной речью и за речью своего собеседника. Дети стараются проговаривать слова, которые специально подобраны для этих игр с автоматизируемыми звуками, правильно, четко, выделяя эти звуки. Следят за своей речью. Они поправляют друг друга, помогают во время диалога выбрать, подобрать правильный вопрос, речевую конструкцию.
Перед проведением каждой сюжетно-ролевой игры проводится подготовительная работа (посещение общественных мест с родителями, экскурсии, рассказы из собственного опыта, чтение литературы, обсуждение правил поведения, расширение словаря по каждой теме: названия профессий, атрибуты, общие фразы с четким проговариванием автоматизируемых свистящих звуков).
Использование сюжетно-ролевых игр наряду с другими игровыми методами и приемами на этапе автоматизации звуков и на этапе формирования коммуникативных умений и навыков помогает достичь главной конечной цели: развить самоконтроль за своей речью, сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Итак, представляю серию сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, применяемых в работе по автоматизации свистящих звуков.
Сюжетно-ролевая игра «Аэропорт».
Цель - формирование у ребенка умения и навыка безошибочного употребления свистящих звуков в различных ситуациях общения.
Коррекционно-образовательные:
- пополнять и активизировать словарь по теме «Аэропорт»;
- автоматизировать и закреплять свистящие звуки в связной речи;
- формировать контроль за собственной речью.
Коррекционно - развивающие:
- совершенствовать речевое внимание и слух;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- развивать связную речь;
- развивать ролевой диалог (между стюардессой и пассажиром, кассиром и пассажиром, продавцом и покупателем).
Коррекционно – воспитательные:
· воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с атрибутами игры;
· воспитывать желание вступать в диалог;
· воспитывать дружелюбие, терпение к сверстникам.
Игровой материал, атрибуты: касса (стойка), форма стюардессы, пилота, работников аэропорта, киоск, чемодан, сумка, кресла, сок, газированная вода, сэндвич, сахар самолет, автобус, ремень безопасности, штурвал, наушники.
Словарь: самолет, стойка, касса, багаж, S7, автобус, стойка регистрации, зона досмотра, пассажир, регистрация пассажиров, киоск, сумка, кресло, ремень безопасности, пресса, сок, завтрак, сэндвич, безопасное положение, посадочная площадка, взлетная полоса, зал ожидания, диспетчер, салон самолета, посадка, спасательный жилет, пилотская кабина, стюардесса, бортпроводница.
2. Сюжетно-ролевая игра «Большая стирка»
Цель - формирование у ребенка умения и навыка безошибочного употребления свистящих звуков в различных ситуациях общения.
Коррекционно-образовательные:
- пополнять и активизировать словарь по теме «Большая стирка»;
- автоматизировать и закреплять свистящие звуки в связной речи;
- формировать контроль за собственной речью.
Коррекционно - развивающие:
- совершенствовать речевое внимание и слух;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- развивать связную речь;
- развивать ролевой диалог (между мамой и дочкой).
Коррекционно – воспитательные:
· воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с атрибутами игры;
· воспитывать уважение к труду взрослых, бережного отношения к чистым вещам – результату их труда;
· воспитывать дружелюбие, терпение к сверстникам.
Игровой материал, атрибуты: тазики, стиральная машина, ополаскиватель, мерный стаканчик, белье (свитер, простыня, трусы, носки, сарафан, шапка, рубашка, лосины, полотенце, скатерть, салфетка, джинсы, сушилка).
Словарь: тазики, стиральная машина, ополаскиватель, мерный стаканчик, белье (свитер, простыня, трусы, носки, сарафан, шапка, рубашка, лосины, полотенце, скатерть, салфетка, джинсы, сушилка, розетка, пуск, стоп, пауза, детское белье, взрослое белье, стирка, полоскание, отжим).
3.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
Цель - формирование у ребенка умения и навыка безошибочного употребления свистящих звуков в различных ситуациях общения.
Коррекционно-образовательные:
- пополнять и активизировать словарь по теме «Магазин»;
- автоматизировать и закреплять свистящие звуки в связной речи;
- формировать контроль за собственной речью.
- формировать навыки культуры поведения в общественных местах.
Коррекционно - развивающие:
- совершенствовать речевое внимание и слух;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- развивать связную речь;
- развивать ролевой диалог (между продавцом и покупателем, между покупателем и покупателем).
Коррекционно – воспитательные:
· воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с атрибутами игры;
· воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровой материал, атрибуты: фартук, жилет, касса, весы, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, корзина.
Словарь: касса, кассир, весы, сумка, кошелёк, ценник, цена, акция, хозяйственный отдел, салфетки, полотенце, стиральный порошок, освежитель воздуха, мясной отдел, курица, мясо, снежок, сметана, варенец, сырок, соевое молоко, сладости, спагетти, соль, сахар, капуста, огурцы, чеснок, арбуз, слива, абрикосы, персики), корзина.
4. Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница (клиника)»
Цель - формирование у ребенка умения и навыка безошибочного употребления свистящих звуков в различных ситуациях общения.
Коррекционно-образовательные:
- пополнять и активизировать словарь по теме «Ветеринарная клиника»;
- автоматизировать и закреплять свистящие звуки в связной речи;
- формировать контроль за собственной речью.
- формировать навыки культуры поведения в общественных местах.
Коррекционно - развивающие:
- совершенствовать речевое внимание и слух;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- развивать связную речь;
- развивать ролевой диалог (между врачом и хозяином питомца, между медсестрой и врачом, медсестрой и хозяином питомца, санитаркой и медсестрой).
Коррекционно – воспитательные:
· воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с атрибутами игры;
· воспитывать внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость.
· воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровой материал, атрибуты: клиника, кабинет, вывеска, халат, шапка, карандаш, бумага для рецептов, инструменты, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, лекарства, порошки, растворы, кушетка, кресло, стол, стул, животное.
Словарь: Название «Носы, хвосты и лапы», вывеска, шапка, карандаш, инструменты, фонендоскоп, градусник, пинцет, ножницы, шприц, мази, лекарства, порошки, растворы, кушетка, кресло, стол, стул, собака, санитарка, медсестра, рецепт, осмотр, перевязка, забинтовать, такса, заполнить согласие, осмотр, смотровой кабинет, процедурный кабинет, кушетка, список лекарств.
Список литературы:
1. Нижегородцева Н. В., Щадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил.
2. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
3. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 20005. – 56 с.
4. Свирепина Л.В. «Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»