Неклассические приемы формирования пространственно-временного восприятия у дошкольников с дизартрией
Автор: Аверина Ирина Александровна
В настоящее время почти не диагностируют такое речевое нарушение, как дислалия. В большинстве случаев более точным оказывается диагноз «Стертая дизартрия».
Дизартрия определяется как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
Мы видим из определения, что в данном случае имеется не только недостаточность иннервации речевого аппарата. Особое внимание следует обратить на то, что имеется именно поражение головного мозга, пусть и минимальное.
В заключении неврологического обследования таких детей, как правило, можно встретить формулировку: «Последствия внутриутробной гипоксии плода».
Вместе с первично нарушенной произносительной стороной речи при более глубоком обследовании отмечаются невыраженные нарушения памяти, внимания, тонкой и общей моторики. Наблюдается повышенная речевая и общая утомляемость. Наибольшую сложность дети со стёртой неврологической симптоматикой испытывают в решении задач на понимание временных и пространственных категорий.
Ситуация, в которой оказываются дети со стёртой дизартрией, складывается несколько сложнее. Как правило, коррекционная работа для них начинается гораздо позднее - в старшем дошкольном возрасте. Ребенка с тяжелой степенью дизартрии к логопеду приводят гораздо раньше. В последнем случае ведется всесторонняя коррекционная работа, в том числе над формированием пространственно-временного восприятия. В будущем именно этот компонент оказывает влияние на формирование логико-грамматического компонента речи.
Весь быт человека устроен на двух абстракциях: времени и пространстве. Мы составляем расписание дня, недели, просыпаемся утром и ложимся спать вечером, считаем дни до любимых праздников, делим год на месяцы, месяцы на недели и так далее. Чтобы подсказать дорогу незнакомцу, поставить чашку на стол, найти нужный класс в школе, ориентироваться в лесу, не садиться мимо стула, нам необходимо восприятие пространства. Время и пространство понятия достаточно абстрактные. Они тесно связаны с речью. Мы не можем потрогать «завтра» или «позади». Человечество для своего удобства придумало способ отражения этих абстракций: календарь и часы. Ребенку с неврологическими нарушениями тяжело дается понимание категорий времени и пространства, даже посредством обучения работы с календарем и часами.
В центре коррекции психологического центра «Равновесие» с одним ребенком работу ведет группа специалистов: невролог, логопед-дефектолог, нейропсихолог. Нами разработана прикладная методика формирования пространственно-временного восприятия.
Классические схемы обучения современных детей с дизартрией пониманию категорий пространства и времени показывают себя недостаточно эффективными. Наряду с медикаментозным лечением (аллопатия, антропософская гомеопатия, классическая гомеопатия), назначаемым неврологом, хорошие результаты дает телесноориентированная практика, где детям предлагается выполнять тщательно отобранные упражнения из эвритмии, гимнастики Ботмера. Оречевление и понимание пространства разыгрывается посредством музыкальных упражнений с передачей смысла песни через движения тела. Репертуар подбирается в соответствии с возрастом обучающихся и тематикой: отработка пространственного восприятия. Прекрасно работает кукольный театр в отработке понимания положения людей и предметов в пространстве. В некоторых случаях удается устроить кулинарные занятия. Кухня вызывает большой интерес у детей. Это не место опасности, а место возможностей для ребенка. Нужно включать его в совместную деятельность с мамой. При манипуляции с всевозможными инструментами быта и сырьем очень хорошо усваиваются пространственные отношения предметов. Большой вклад в эту работу вносят именно родители.
Если пространственные отношения можно подкрепить наглядным материалом, то для обучения пониманию времени требуется более тщательная подготовка. Знакомство с материалом идет достаточно быстро. Значительное время занимает его закрепление. В тяжелых случаях – практически полного отказа ребенка от обучения пониманию времени разработан годовой план работы (мы называем его «макроцикл»). Макроцикл условно подразделяется на «мезо» и «микроцикл». В данном случае мы идем от общего к частному. Выяснилось, что дети легко отвечают на вопрос о том, сколько им лет, но затрудняются сказать, сколько лет их родителям или коту, четко знают, что Новый год отмечаются один раз в год. Дети путаются в определении времен года, не знают названия месяцев и не могут соотнести их с временем года. Именно эти «опорные точки»: день рождения и Новый год, позволили «зацепиться» за внимание детей. Все они ждут как минимум два дня в году.
Для того, чтобы подогреть интерес ребенка к обучению, логопед начинает первое занятие над усвоением времени с того, что здоровается с ребенком, а сам в это время занимается чем-то увлекательным. Так как занятия начинаются осенью, педагог готовится к первому осеннему празднику, например, Празднику урожая. Хорошо, если кабинет оформлен соответствующим образом, но не до конца. Большая часть работы по оформлению кабинета отводится детям. Они готовят всевозможные поделки. В этой отвлекающей работе интегрированы полезные упражнения для работы над формированием восприятия пространства и времени, обогащением собственного активного словаря, тренировки ВПФ.
В течение года закрепляются представления о больших временных отрезках, начиная с года. С помощью игр, соответствующих времени года, плотно закрепляется представление о них. Времена года делятся на месяцы, очень удобно, когда ребенок буквально считает дни до Нового года, далее составляется расписание праздничного дня. Начинается формирование представления о часах, минутах и секундах.
Опираясь на часы со стрелками и всевозможные наглядные календари, мы на самом деле «бьем» в дефект, а не обходим его. Эти наглядные средства мы подключаем лишь в конце обучения. И лучше всего, если пособие представляет собой развивающую тематическую доску и работа ведется через предметную деятельность. Подход в изучении времени и пространства посредством «эпох» позволяет ребенку буквально почувствовать себя внутри этих абстрактных понятий, пропустить их через тело. Кроме того, деятельностный подход в данном случае обучает детей планированию быта, хозяйственности, самостоятельности. Основная идея в том, что дети находятся в приятном ожидании волшебства, тщательно готовятся и невзначай усваивают сложные категории времени и пространства.