Методические рекомендации по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор: Киселева Любовь Евгеньевна
Методические рекомендации по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Синтаксический строй речи формируется в первую очередь в повседневном общении и в различных видах деятельности детей дошкольного возраста: в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Важным педагогическим условием является грамотная организация данной деятельности взрослым в повседневной жизни.
В синтаксической стороне речи особое внимание уделяется умению строить простые распространённые и сложные предложения различных типов. Для этого рекомендуется использовать упражнения на распространение и дополнение предложений, которые начинает педагог («Ребята пошли в лес для того, чтобы….Они пришли туда, где….»).
Существуют следующие направления работы по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры у детей дошкольного возраста с ОНР:
1)Строить обучение на непосредственной образовательной деятельности так, чтобы у дошкольника была возможность для самостоятельных высказываний что-то объяснить педагогу и сверстникам, в чём-то убедить их. Именно эти поводы для общения дают наиболее сложные варианты высказываний. Для достижения данной цели используются такие упражнения как: «Кто интересней придумает», «Добавь слова» (Приложение 9) - эти упражнения способствуют развитию фантазии, ребёнок может свободно рассказывать своим сверстникам и педагогу увиденное или то что бы ему хотелось увидеть и услышать, необходимо при этом, чтобы педагог внимательно слушал ребёнка, не перебивал и не исправлял.
2)Вводить в активный словарь ребёнка языковые средства, с помощью которых можно соединять части рассуждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (никогда, всегда).
3)Уделять особое внимание организации тех видов самостоятельной деятельности дошкольников, которые больше всего подталкивают их к высказыванию. Обеспечить ребёнку условия для объяснений и доказательств, для первых простейших выводов возможно практически на всех занятиях по развитию речи дошкольников по поводу причинно-следственных и временных зависимостей. При каждом подходящем случае надо показывать им разницу между вопросами типа «Почему произошло событие?» и типа «Почему ты так думаешь?». В первом случае ответ ребёнка должен быть нацелен на поиск причины, во втором – на доказательство своего суждения.
Совершенствование синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений. Дошкольники с удовольствием играют в сказки «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Муха-цокотуха», «Гуси-лебеди». Ребята заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры.
Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация «письменной речи», при которой ребёнок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает.
Работа над синтаксическим строем речи, над построением предложений (особенно сложноподчинённых) приобретает особенно большое значение в группах детского сада. Очень важно обогащать речь ребёнка сложными предложениями. Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния конструкций разговорной речи на построение связного развёрнутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Всё это необходимо для дальнейшего осуществляемого в школе полноценного развития как устной речи, так и письменной.