+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методические основы логопедической работы по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры у дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Киселева Любовь Евгеньевна

Методические основы логопедической работы по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры у дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

О.А. Карабанова  отмечает, что логопедическая работа с детьми с ОНР обеспечивается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми, имеющие речевые нарушения.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение данного принципа требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и появление особых условий для наиболее реализации его потенциальных возможностей. Соответственно задачи логопедической работы должны иметь систему задач трех уровней:

-коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

-профилактического;

-развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

В соответствии с данным принципом работа является комплексной. На занятиях применяются задания на решение проблем у ребенка в построении простого предложения, а также общеразвивающие задания, обеспечивающие профилактику нарушений в психическом и физическом развитии ребенка.

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип обеспечивает общность процесса оказания психолого-педагогической помощи ребенку. Он включает в себя комплексное диагностическое обследование ребенка, по результатам диагностики определяются цели и задачи коррекционной работы. Непосредственно идет постоянный контроль за развитием умений построения предложений различной синтаксической структуры, за связностью речи ребенка, его поведением, динамикой его эмоциональных состояний.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

Выделяется два типа коррекционной работы в зависимости от цели и направленности: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция преодолевает внешние проявления трудностей развития. Каузальная коррекция устраняет причины, лежащие в основе сложностей воспитания и развития. Коррекцию каузального типа следует считать приоритетной в коррекционной работе.

4. Деятельностный принцип.

Этот принцип включает в себя идею об основополагающей роли деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л.С. Выготским [18]. Организация активной деятельности ребенка, создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации показывает, что в коррекционно-развивающем воздействии имеет особую значимость указанный принцип.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать ход развития ребенка, психического и личностного. В то же время помнить об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. Учитывается психические и социальные изменения, которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент.

6. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Без социального окружения, без общения ребенок не может развиваться при правильных условиях окружающей  действительности. На коррекционных занятиях ребенок получает новый позитивный опыт, используя его в реальной жизненной ситуации. Ближайшие окружение ребенка должно принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, обеспечивать поддержку ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

7. Комплексность развития ребенка.

В данном принципе наблюдается необходимость развития всех высших психических функций в комплексе. Развитие одной психической функции невозможно без развития остальных. Поэтому для успешной коррекции недостатков речевого развития зависит от степени развития мышления, восприятия, внимания, воображения и памяти.

8. Динамичное развитие заданий.

В данном принципе необходимо обеспечить движение от простого к сложному в коррекционных заданиях. Это обеспечивает ребенку поступательную помощь в процессе своего развития.

9. Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип рассматривается как обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания. Положительную учебную мотивацию можно разнообразить с помощью различных по форме инструкций, путем включения в занятие современных реалий с опорой на имеющийся у ребенка субъективный опыт, предлагая проблемные ситуации, широко включают систему поощрения, словесную оценку.

Методические рекомендации, учебно-методический и практический материал  известных авторов Т.Б. Филичевой [33], В.И. Селиверстова [38], О.С. Ушаковой [30], Л.Н. Ефименковой [9], Н.Е. Нищевой [19], И.В. Козыревой [21], В.В. Коноваленко [22],  С.В. Коноваленко [22], В.К. Воробьёва [2], В.М. Осиповой [20], М.М. Алексеевой [1],  В.И. Яшина [41] и других используется в коррекционной работе с детьми ОНР по формированию умений и навыков построения предложений. С помощью которых дети должны овладеть устной речью, научиться выражать свои мысли, испытывать желания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности.

Таким образом в логопедической работе по развитию синтаксиса у детей с ОНР перед логопедом стоят следующие задачи:

1)научить детей строить простые нераспространенные предложения;

2)научить детей строить простые распространённые предложения;

3)научить детей строить сложные предложения различных типов (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения);

4)научить использовать в речи предложения различной синтаксической конструкции.

В первую очередь, в работе над синтаксисом стоит задача формирования навыков построения разных конструкций предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Речь детей с ОНР ситуативна, поэтому ребенка учат строить простые предложения из двух-трех слов. У детей развивается умение строить предложения разных типов – простые, распространённые, сложные. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети с ОНР учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, приводит его к овладению связной речью. Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое). Можно в работе использовать картинки из альбома О.И. Соловьевой [25].

Параллельно проводится работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением в речи. С помощью логопеда при рассматривании различных картинок или игрушек проводится работа по распространению предложений. Проходит активная работа по обучению детей распространять предложения за счет однородных членов, а также включаются упражнения, обучающие употреблению обобщающих слов перед однородными членами предложения.

Соответственно, можно рассмотреть последовательную картину работы над формированием синтаксических умений у детей с ОНР. Дети учатся отвечать на поставленные вопросы к предложению полным ответом, строить простое предложение, оформляя и распространяя его за счет второстепенных членов, а также – применять перед однородными членами обобщающие слова; таким образом детей подводят к составлению сложных предложений различной синтаксической конструкции.

На протяжении всей работы с детьми ОНР по развитию синтаксиса применяются все упражнения в игровой форме. Непосредственно в практике данной развивающей работе используются  различные игровые ситуации и  сценарии, игры с использованием наглядного материала, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений. Значительные трудности у детей на занятиях вызывает составление предложений по демонстрируемым действиям, по картинкам. На занятии исчезает непринужденность живого разговорного общения, эта работа становится преднамеренной и сложной для речи детей. Сложность заключается в том, что дети испытывают затруднения при ответе на вопрос предложением и ограничиваются только отдельными словами. Когда дети в свободной беседе рассказывают взрослым о своем доме, о семье, о любимых игрушках, они не только правильно составляют предложения, но и объединяют их в высказывания.

Формирование синтаксической стороны речи у детей с ОНР так же связано со становлением связной речи, а именно с монологической ее формой. В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Идёт работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением. Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо включать в речь дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

В ходе логопедической работы по развитию умений составлять предложения различной синтаксической структуры у детей дошкольного возраста с ОНР применяются различные приёмы: используются картинки, прием демонстрации действия для составления предложений, коммуникативные, бытовые ситуации, дидактические игры, игры-драматизации.

Эффективно применяется в работе с детьми по развитию синтаксиса такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой игровые персонажи или герои литературных произведений ведут между собой диалог. Необходимо также создавать благоприятные условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога со взрослым и сверстниками, применять разнообразную художественную литературу, которая воспитывает у детей правильную литературную речь.

Введение союзов в детскую речь требует также использовать упражнения, которые способствуют развитию умения отвечать на вопросы полным предложением или заканчивать предложение. Эти упражнения формируют у детей навыки, которые помогают им пользоваться сложными предложениями.

При организации работы по формированию умений и навыков конструирования сложных предложений используются методические приемы, которые ребёнка включают в разнообразные ситуации, побуждающие его пользоваться в речи сложными предложениями. Например, рассмотрим данное упражнение: составление сложносочиненных предложений по двум картинкам. Детей просят рассмотреть близкие по сюжету картинки и по образцу логопеда, а затем самостоятельно составить предложение.

Самостоятельное придумывание ребенком предложений:

                    с трудными в морфологическом отношении словами;

                    со словосочетаниями;

                    с союзами если, так как, поэтому.

Предлагаемые выше приемы составления и оформления предложений могут быть применены с детьми с ОНР в зависимости от сформированности указанных навыков у детей. Задания используются в игровой форме. Интенсивно формируются следующие предложения: простые, распространённые, сложные предложения. Соответственно с этим активное внимание уделяется умениям использовать правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, владеть прямой и косвенной речью. Нужно формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных элементов предложения (потому что, ведь, всегда, например, затем, так как).

С целью формирования синтаксической стороны речи применяются различные дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты. Используется подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе. Активно вводится прослушивание предложений и составление полных ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предлагается включать разработанную еще Е.И. Тихеевой [28] «ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает). Данный  прием активизирует употребление сложных предложений, содействует совершенствованию синтаксической структуры предложения. Развитие синтаксической стороны речи осуществляется непосредственно и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто применяются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому появляется необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений. Еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением.

 

Таким образом, формирование у дошкольников с ОНР умений составлять предложения различной синтаксической структуры требует проведения целенаправленной логопедической работы, которая реализуется в соответствии с основными направлениями развития синтаксического строя речи. Основными задачами коррекционной работы является обучение построению простых предложений, распространённых предложений, сложных предложений различных типов, обучение использованию в речи предложений различных синтаксических конструкций. Решению данных коррекционных задач способствует применение различных игровых приёмов: составление предложений по демонстрируемым действиям и картинкам, создание коммуникативных ситуаций, дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, самостоятельное придумывание предложений, художественные тексты, «ситуация письменной речи» и многие другие.