+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие речи посредством развития общей моторики

Автор: Зеленцова Юлия Павловна

 Развитие речи посредством развития общей моторики

 

  Тема консультации выбрана мной не случайно. По роду своей деятельности мне приходится работать с детьми у которых имеются сложные речевыми нарушения. При обследовании речи таких детей часто наблюдаю моторную недостаточность разной степени: отклонения в движении пальцев рук; неумение попрыгать, попеременно меняя ноги; ребенок не может попрыгать даже на двух ногах одновременно; при маршировании идет полная разбалансировка движений рук и ног; наблюдается недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков. Сегодня расскажу о важности развития общей моторики для формирования речи ребенка, и познакомлю с игровыми методами развития общей моторики.

 У детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие психических и физических процессов. Поэтому необходимо в этот период насыщать организм двигательной активностью, обогащать его сенсомоторным опытом и тактильными ощущениями! Почему очень важно с самого детства развивать моторику и для чего это нужно? Все дело в том, что движения способствуют активизации многих физиологических функций организма! Именно движение является основой любой психической функции, в активном движении психика формируется! Только задумайтесь о том, сколько движений ребенок выполняет в течение всего дня: крупных, более точных, тонких! Ребенок осваивает ходьбу, бег, манипуляцию с предметами, учится использовать жесты, мимику. И во всех данных процессах, которым научается малыш, огромная роль принадлежит сфере произвольных движений. После рождения происходит интенсивное развитие мозга, его высших отделов — коры больших полушарий. Рассматривая и перебирая пальчики своих ладошек, ощупывая предметы и игрушки, ребенок посылает определенные импульсы в мозг, влияя на его работоспособность.. Дети с достаточно развитой моторикой успешнее преодолевают недостатки в развитии речи.

 При сборе анамнеза о раннем развитии специалисты всегда интересуются об этапах двигательного развития ребенка (стал поднимать голову, перевернулся, сел, пополз, пошел и т. д.). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь — это тоже своего рода движение, движение мышц артикуляционного аппарата и голосовых связок. Существует множество способов и методов, которые позволяют добиться той самой четкой координации речи и движения. Для детей самым распространенным действенным методом, является игра. Приведу ряд игровых упражнений на развитие крупной моторики, которые вы, уважаемые родители, смогли бы использовать со своими детьми:

   

  Игры на меткость тренируют глазомер и развивают умение сосредотачиваться. Навыки концентрации ребенок использует на школьных занятиях. Это игры с кеглями, бросание колец и тряпичных мячей в цель

 Игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. Мы говорим, и у нас происходит смена разных звуков, работает на навык переключения. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться чтобы словить и отбросить мяч. Используйте 3 мяча разного размера: большой, маленький и средний.

 Лестницы-ступеньки, пеший ход, велосипед развивают выносливость, которая с будущем сформирует усидчивость ребенка. 

 Скалолазание, шведские стены, веревочные лестницы, канат научат отслеживать свое тело, разовьют стратегическое мышление, умение анализировать. Потому что ребенку в процессе лазания нужно просчитать свой путь на несколько шагов.

 Игры на равновесие и баланс уравновешивают процессы возбуждения и торможения и работают на развитие навыка концентрации внимания.  Можно придумать упражнения на перешагивание через палки, полосы на асфальте.

 Игры на скорость: кто быстрее добежит к цели, перекладывание мячика из одной корзинки в другую, сортировка предметов по цвету на скорость. Умение быстро выполнять действия дает ребенку скорость мышления и скорость обработки информации.

 Общую моторику следует развивать параллельно с речью, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенные слова, а слова соединит в предложения.