Обзор методик исследования развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР
Автор: Мельникова Алина Игоревна
Для того чтобы преодолеть имеющийся дефект речи у ребенка, необходимо ориентироваться на основную причину, от которой зависит протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше и др.) отводит формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. [5]
Доктор наук, профессор.Р. Е. Левина[3], стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловое образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов.» [7] Таким узловым образованием является фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.[2]
Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом. С помощью нее определяется результат достижения поставленных задач и целей. Своевременная и качественно проведенная диагностика является первоначальным этапом на пути осуществления эффективного коррекционного логопедического воздействия. В предлагаемом варианте диагностики фонематических процессов использован набор диагностических методик разных авторов: Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной и др.[6]
Диагностика начинается с узнавания неречевых звуков. Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик. Различение слов, близких по звуковому составу - «Внимательные ушки», «Покажи картинку» — различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию. Материал: картинки на слова-квазиомонимы (коса — коза, ежата — мышата, бочка — почка, дочка — точка, вата — фата, рак — мак, чёлка — щёлка и др.)
Далее следует дифференциация слогов. Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие. Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном). Да-та-да Ба-па-ба Га-ка-га Са-ша-са Ча-тя-ча За-жа-за За-са-за идр. кот— год— ход дом— дам— дым бак— бык— бок копка— кепка— папка Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные речи.
Следующий шаг диагностики - дифференциация фонем. Цели: Исследование навыков дифференциации фонем. Проверка готовности к формированию звукового анализа. «Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков. Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
Далее мы исследуеммложные формы фонематического анализа (с 6 лет): а) вычленение первого согласного звука из слов. Материалом служат слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и др. Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?»
Исследование фонематического синтеза. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности. Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к — мак» и т. д. Последним шагом является исследование фонематических представлений (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений) Задания: - Назвать слова, в которых есть звук ш. - Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков. - Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.
По итогам диагностики логопед: - определяет исходное состояние и перспективы развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений. Разрабатывает программу коррекционной работы с детьми.
Наиболее полную диагностическую методику разработала Е. Ф. Архипова. Ее система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха, определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Система удобна для прослеживания в дальнейшем динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия. Система обследования состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха. Автор рекомендует перед обследованием восприятия речевых звуков ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Система включает следующие пробы. 1) узнавание неречевых звуков;
2) различение высоты, силы, тембра голоса;
3) различение слов, близких по звуковому составу;
4) дифференциация слогов;
5) дифференциация фонем;
6) навыки элементарного звукового анализа.
При исследовании фонематического слуха Е. Ф. Архипова рекомендует использовать задания, исключающие проговаривание, что бы трудности звукопроизношения не влияли на качество выполнения. Каждый раздел включает достаточное количество заданий, которые можно использовать по усмотрению, варьируя количество испытаний. По итогам испытания, пользуясь балльной системой оценки, автор предлагает оформлять график, используя количественные показатели диагностики.
Комплексная диагностическая методика, разработанная В. А. Кисилёвой, также содержит традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер и систему бальной оценки. Система включает следующие пробы на обследование фонематических процессов.
1. Восприятие и воспроизведение ритмов.
2. Фонематическое восприятие, включает следующие разделы: — восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации; — восприятие и дефференциация звуков речи (содержит задания на различение слов, близких по звуковому составу, нахождение асемантичных звукосочетаний, повторение слов с оппозиционными звуками).
3. Звуковой анализ и синтез. [4]
Диагностика фонематических процессов Н. И. Дьяковой[1] представляет собой комплексную методику, осуществляющую выявление факторов и условий для обеспечения динамики и определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. Процедура проведения диагностики носит тестовый характер и осуществляет систему бальной оценку, результаты заносятся в сводную таблицу. В её задачи входят: — определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми; — выявление динамики развития фонематических процессов у с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений; — оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений. Методика содержит следующие диагностические задания: Восприятие и воспроизведение ритмов. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации. Фонематические представления, включает: — отраженное воспроизведение рядов слогов и слов (да-та-да, га-ка-га, кот-год-кот, том-дом-том и т. д.); — дифференциация звуков в произношении слов и предложений (крыса-крыша, рак-лак, в домишке жили мышки и т. д.); — различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений (шанки-фанки-сянки-санки-танк и т. д.) Звуковой анализ и синтез слов Дефектно произносимые звуки Н. И. Дьякова рекомендует обследовать на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку). Заслуживает внимания пособие, изданное в содружестве В. В.
Коноваленко и С. В. Коноваленко считают, что определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — правильного планирования коррекционной работы. В пособии представлен комплект демонстрационных картинок для проведения диагностики. Обследование проводится по трем направлениям. Различение сходных фонем на слух (содержит задания на сходные правильно произносимые фонемы и сходные дефектные звуки). Различение сходных фонем в произношении (содержит задания на правильно произносимые звуки). Выявление готовности е звуковому анализу. Задания первого раздела включают пробы на узнавание и различение слов, близких по звуковому составу (тень-день, балка- палка и т. д.), на слух и по картинкам. Далее авторы предлагают пробы на материале слогов и звуков (па-ба, су-шу, ты-ти, ы-и, ц-ч, з-ж и т. д.). В последнем задании ребенку предлагается выявить дефектное произнесение непарных слов (санки, шуба, шумка, собака, шанки и т. д.). Задания второго раздела содержат следующие испытания: Группировка парных картинок на сходные звуки: проговаривание картинок ребенком и деление на группы с общим звуком (коса, лиса, суп, коса, зуб), группировка и подбор пар (суп-зуб, коса-коза и т. д.). Группировка непарных картинок на сходные звуки: проговаривание картинок ребенком и деление на группы с общим звуком (тазы, посуда, завод, сани, зонт и т. д.). Выделение картинок на заданный звук (Например Т: туфли, дом, танк, попугай, вата, бант и т. д.). Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов (ау, ткп, па-по-пу, па-та-ка, дом-кот-мак и т. д.). Задания третьего раздела включают пробы: Выделение первого ударного гласного в словах, в обратных слогах, выделение первого безударного гласного в словах. Звуковой анализ звукосочетаний из двух гласных на выделение первого, последнего звука и определения количества звуков в звукосочетании. Определение последнего глухого согласного К, П, Т, Х или сонора М, Н, в обратных слогах, в словах. Выделение на слух заданного звука, гласного или согласного, из звукового ряда. Каждый раздел данной методики содержит достаточное количество заданий, которые можно использовать по усмотрению, варьируя количество испытаний.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия очень важны в системе работы с детьми с речевыми нарушениями. В дошкольном учреждении данным процессом можно заниматься со 2 младшей группы на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть важное значение фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи; для беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма. Знание того, как протекает процесс формирования фонематического восприятия у детей, позволит своевременно выявлять детей с фонематическим недоразвитием. Своевременно начатая и проводимая систематически работа позволит профилактировать их академическую неуспешность, будет способствовать полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности и поможет младшим школьникам эффективно овладевать общеучебными и предметными умениями.
Литература
1. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия. М.: Сфера, 2010. 64с.
2. Каримова, Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/847/ (дата обращения: 18.03.2022).
3. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие Р. Е. Левина и др.; под ред. Р. Е. Левиной. - Стер. изд. - Москва : Альянс, 2017. – 366
4. Некрасова, Л. Т. Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики / Л. Т. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 212-216.
5. Сапрыкина, Н. И., Коновалова, Е. Г., Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи/ Н.И. Сапрыкина, Е.Г. Коновалова // Инновационная наука.-2018.-№11.-С.168-169.
6.Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
7.Фонематическое восприятие : формирование и развитие : логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. - Москва : Книголюб, 2007. - 31 с. : цв. ил., табл.; 29 см. - (Серия "Учебно-методический комплект "Обновление").; ISBN 978-5-903444-86-1