+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Сказка о том, как гласные подружились с согласными

Автор: Ипкаева Елена Анатольевна

Краткое описание работы
Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР, СНР (ЗПР). Тип занятия: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Форма проведения: фронтальное занятие (урок-сказка).Используемые технологии: технология мотивации к деятельности, здоровьесберегающие технологии: технология формирования речевого дыхания, технология коррекции звукопроизношения (артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики, нейрогимнастики); динамическая пауза в сочетании с речевым материалом; информационные компьютерные технологии.

Цель занятия: учить различать гласные и согласные звуки и буквы

Задачи занятия
Образовательные: 
закрепить умение четко проговаривать гласные и согласные звуки;
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить выделять и обозначать буквой гласный звук в слове;
учить выделять и обозначать буквой согласный звук в слове;
учить дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы изолированно, в слогах, в словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие: 

развивать слуховое и зрительное внимание, оптико-пространственные представления;
развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание на материале звуков, слогов, слов;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; речевое дыхание.
Воспитательные: 
воспитывать умение работать в течение всего занятия;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом; 
воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные УУД:

формирование умения разграничивать гласные и согласные  звуки и буквы;

формирование навыка  звукобуквенного анализа слов с гласными и согласными звуками и буквами.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:  умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: осмысление приемов разграничения гласных и согласных звуков, умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы; умение выделять и обозначать гласные и согласные звуки буквами.

Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе парной и групповой работы.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценивании своей деятельность и деятельности товарищей, адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.

Ресурсы занятия: компьютер, мультимедийное устройство, предметные картинки, буквы, магнитные удочки,  карточки, тетради, ручки, цветные карандаши.

Продолжительность занятия: 40 мин

Этапы и ход занятия (примерное время проведения)

I. Организационный момент. Мотивационный этап (слайд №2)-(3мин)

Сядут  те ученики, чьи тетради лежат в левом верхнем углу парты, в нижнем правом углу парты.

Ребята, сегодняшнее занятие я начну со строк стихотворения «Встреча зимы» (звучит отрывок из стихотворения И.Никитина "Встреча зимы")

Здравствуй, гостья - зима

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

 Кому трудновато приходится зимой? Сегодня мы постараемся помочь животным и птицам справиться с зимними трудностями, но для этого нам самим нужно хорошо подготовиться.

II. Речевая разминка. Дыхательная, артикуляционная и пальчиковая  гимнастика (слайд №3)-(4 мин)

1.     Развитие мимических мышц. Самомассаж лица.

-Выполняя массаж лица, вспомним переменчивую осеннюю погоду. Покажите мимикой, как набежала хмурая осенняя тучка.

-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи).

2. Дыхательная гимнастика.

-А теперь подул легкий осенний ветерок, вдох-носом, долгий выдох ртом и унес тучки, выглянуло яркое солнышко и вы улыбнулись.

3. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка» (проводит 1 ребенок по плану)

      4. Пальчиковая гимнастика (с элементами нейрогимнастики): соединяйте поочередно пальцы, проговаривая вместе со мной слоги:

 Ма, мо, му, мы, какой одинаковый звук?

 ап, оп,уп, ып, какой одинаковый звук, гласный или согласный?

ка, па, та, ма, какой одинаковый звук, гласный или согласный?

Предположите, с какими звуками буем сегодня работать?

III. Ориентировочно-подготовительная работа. Определение темы.

Наблюдение за гласными и согласными звуками (слайд №4)- (3 мин)

Давайте проведем звуковой эксперимент. Произнесите перед зеркалом звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Что вы заметили? (Воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды, голос звучит свободно). Они называются гласными.

Назовите гласные звуки, которые мы изучили.

Вывод: гласные звуки очень важны, от их правильного произнесения зависят громкость, внятность, красота речи.

- Произнесите звук [б]. Свободно ли проходит воздух? Что ему мешает? (Губы). Произнесите звук [з]. Встречает ли воздушная струя преграду? Какую? (Язык упирается в нижние зубы). Какая преграда при произнесении звук [в]?

Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Они образуются с помощью голоса и шума.

- Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные на схеме?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Чем звук отличается от буквы?

Сегодня на занятии будем различать гласные и согласные звуки и буквы (слайд №5).

IV. Актуализация знаний. Тренировочные упражнения- (2 мин)

- Поднимите красный карандаш, если услышите гласный звук, синий карандаш -  если услышите согласный: а, м, о, п, у, к, т, и, р, ы, л.

Сейчас я буду называть разные звуки, а вы запишите только гласные буквы, а теперь согласные буквы. Проверка.

Посчитайте, кто победил? Каких букв в алфавите больше?

V.Выявление затруднения, постановка проблемы.

Сюрпризный момент- (5 мин) Ребята, как вы думаете, какие звуки в русском языке самые главные? Какие важнее гласные или согласные?

Послушайте сказку о том, как гласные подружились с согласными (слайд №6).

Вывод: от произнесения гласных звуков во многом зависит громкость, четкость, внятность  речи, но только вместе гласные и согласные образуют слоги и слова.

VI. Работа по теме. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв  на уровне слога.  Игра «Букводом» (слайд №7) - (7 мин)

 1)Развитие зрительного внимания, оптико-пространственных представлений.

Перед вами необычный дом-Букводом. В нем живут слоги.

На первом этаже все слоги начинаются с согласного Д, на втором-с Г.

В первом подъезде живут слоги, которые заканчиваются на гласный А, во втором- на О

 -Каким цветом выделены согласные? Гласные?

Какие согласные живут на 3 и 4 этажах?

Какие гласные живут в 3 и 4 подъездах?

А пятый подъезд пока не заселить, потому, что не изучили букву Э!

2) Работа в парах. Вспомнить правила работы в парах

Впишите слоги в пустые окошки, установив закономерность. Прочитайте их про себя по порядку слева направо. Прочитай все слоги сверху вниз.

Проверка (по цепочке)

Читаем слоги, которые живут на первом этаже слева- направо.

Читаем слоги, которые живут в первом подъезде снизу-вверх.

Читаем слоги с гласной Ы.

3) Игра «Навигатор»

Я буду называть этаж и подъезд, а вы читайте слог, который там находится.

Слог находится:

на первом этаже, в первом подъезде (ДА);

в третьем подъезде, на четвертом этаже (БУ);

слог находится слева от слога БУ (БО);

слог находится внизу, под слогом БО (ВО).

VII.Физкультминутка «Все на прогулку в зимний лес» (слайд №8)- (3мин)

Мы пришли в зимний лес

Сколько в нем кругом чудес…

Огляделись, подышали,

Очарованные встали…  

Если долго стоять, то можно замерзнуть, давайте поиграем.

Игра «И я – тоже!»

Я говорю, что люблю делать, если вы со мной согласны, отвечайте: «И я- тоже!» и показывать, как вы это делаете.

Я люблю ходить по снегу…

Я люблю играть в снежки…

Я люблю на лыжах бегать…

А еще люблю коньки…

Я люблю лететь на санках,

Так, чтобы в ушах свистело…

А еще я наизнанку

шубу теплую надела…

 

 

VIII. Развитие звукового анализа на уровне слова (слайд №9)-(3мин)

Кого можно встретить в зимнем лесу? Перед вами картинки с животными (сова, аист, волк, лиса, оса, жук). Рассмотрите, все ли вам знакомы. Как звери, птицы встречают зиму?

1 уровень сложности: А, теперь, расселите животных по домам, если название начинается на гласный, то  в красный дом, на согласный - в синий домик.

2 уровень сложности: Если название животного заканчивается на гласный звук, то  в красный дом, на согласный - в синий домик.

3 уровень сложности: Если в названии насекомых больше гласных звуков, то в красный дом, если согласных, то - в синий домик.

IX. Работа в тетради. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза на уровне звука (буквы), слова, предложения. Игра «Зимняя рыбалка»- (7 мин)

Ребята, расскажите, а как зимуют рыбы.

1)    «Поймать» карточку с буквой, назвать звук, который она обозначает.

Буквы: А, О, У, М, К, С, Л

2) Составить из букв слова, записать.

3) Я тоже, задумала слово, которое обозначает название домашнего животного, в нем 3 звука, первый звук К последний –Т. Запишите слово «кот». Догадайтесь, какое получится слово, если заменить гласный звук на И? Запишите слово «кит». Сделайте звуковые схемы слов.

4) Придумайте предложения с этими словами. Одно запишем. У кита усы.

Сколько слов, назовите слова по порядку. Как записываем начало предложения, что ставим в конце?

5) Записываем предложение.  Те ребята, кто уверен в правильности написания - работают самостоятельно, кто боится ошибиться, работает вместе со мной. Мальчики подчеркивают согласные буквы, девочки-гласные.

6) Проверка в парах.

XI. Рефлексия. Итог занятия (слайд №10)-(3мин)

Мы выполнили все задания, вспомнили о том, как зимуют животные, узнали что-то новое. Подведем итоги занятия.

 - Продолжи высказывания:

Я знаю о согласных буквах и звуках…
Мне понравилось…
Мне было трудно…

3) Поднимите руку тот, кто уверенно различает гласные и согласные звуки и буквы. Кому нужно потренироваться?

Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных - прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.

А, теперь, встаньте, пожалуйста, те, кому понравилось сегодняшнее занятие, и он с удовольствием придет на следующее логопедическое занятие.

Молодцы! Спасибо за работу!

Список использованной литературы

2.     Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // М., 2001.

3.     Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова - М. : ТЦ Сфера, 2008 - 64 с.

4.     Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.

5.     Казьмин, В. Д. Дыхательная гимнастика / В. Д. Казьмин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000. – 223 с

6.     Краузе, Е. Н. Логопедический массаж / Е. Н. Краузе. – СПб. : КАРО, 2004. – 236 с.

7.     Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О. И. Лазаренко - изд. Айрис-пресс, 2015 - 32 с.

8.     Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. : ВЛАДОС, 1999

9.     Селивёрстов, В.И.  Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994

10.                       Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.