Использование корректурных проб в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР
Автор: Войнова Надежда Сергеевна
Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а также подготовка ребёнка к школьному обучению. Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.).
«Использование корректурных проб в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР»
«Корректурная проба» – это метод исследования внимания, который был создан в 1895 году Б. Бурдон. Испытуемому в эксперименте предъявляется страница, которая заполнена какими-нибудь знаками. Знаки обязательно располагаются в случайном порядке. Это могут быть буквы, цифры, рисунки-миниатюры, геометрические фигуры. Испытуемый должен найти определенный знак и как-нибудь его выделить – зачеркнуть, подчеркнуть, обвести, поставить внутри фигуры определенный знак. Как именно выделить знак, и какой это должен быть знак задаётся в инструкции. Корректурная проба создана на принципе существующих корректурных проб и позволяет автоматизировать навык правильного произнесения звуков в речи и совершенствовать такие параметры внимания, как переключение, распределение, устойчивость, концентрация.
Регулярные занятия по развитию внимания дают положительные результаты. Дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть…
Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а также подготовка ребёнка к школьному обучению. Корректурные пробы (от слова корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.). При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё внимание. По окончании работы нужно её проверить самостоятельно (ещё раз с начала до конца просмотреть по рядам, при необходимости – исправить ошибки). И только потом работу проверяет взрослый. Для начала можно использовать задания «Дорисуй домики, листочки», «Дорисуй рыбок, бабочек, улиток».
Для того, чтобы заинтересовать детей, можно делать эти задания параллельно – взрослый и ребёнок (или несколько детей), а затем проверить друг у друга. Если взрослый намеренно делает ошибки, и их находит ребёнок – это повышает интерес детей к данным заданиям.
Начинать выполнение данных упражнений необходимо вычёркивания (подчёркивания) одной фигуры (буквы), главное – научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично. Когда способ действия освоен – можно усложнять задания – поиск нескольких объектов (они отмечаются разными способами: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок и т.д.). Затем можно ограничивать время выполнения заданий. Ещё более сложные задания на поиск фигур по нескольким признакам (мальчик с ушами и улыбкой и т.п.). Задания можно варьировать, на одном и том же бланке искать разные объекты. Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других. Очень полезны для развития внимания и мелкой моторики упражнения на кодирование информации: поставить в фигурках знаки как на образце.
Письмо нельзя отнести либо только к речи, либо к процессам зрительного восприятия или моторики. Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание (зрительное и слуховое), пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др.
На основе данного факта создавались различные методики для обучения детей грамоте, а так же для профилактики нарушений письменной речи или для ее коррекции. Метод корректурных проб изначально, не входил в этот состав. Он создавался для оценки такого психического процесса как внимание, и его использование в системе работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников или коррекции нарушений письменной речи у младших школьников не являлось первоочередной задачей.
Стандартный набор данного теста включал в себя беспорядочный набор букв или знаков, среди которых необходимо вычленить один или несколько заданных. Время, данное для исполнения данного задания, не ограничивается. Эффективность выполнения оценивается путем вычисления. Но известно, что эти тесты выполняются детьми с большим интересом и азартом в независимости от возраста, особенно если используется соревновательный момент. Так что данный материал стал еще и хорошей тренировкой внимания и памяти, а также усидчивости и познавательной деятельности, что очень важно в процессах обучения грамоте, чтению и письму.
Учитывая это, немного изменив метод, таким образом, чтобы его использование стало доступным не только для школьников, но и для детей дошкольного возраста, можно использовать его в системе работы по обучению детей грамоте.
Принцип работы остается прежним: выделить заданную букву (или буквы) из ряда других. Меняется материал в пробах (выделение буквы может происходить как среди других графем, так и среди знаков) и ограничивается время на выполнение задания. За счет сознательного подбора материала в таблицах можно решить проблемы дифференциации графем, обозначающих фонемы сходные по артикуляции (У и О), дифференциации графем сходных по оптическим признакам (Ш и Щ) и т.д.