+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда

Автор: Лукошкова Светлана Владимировна

Начав работать логопедом, я задалась вопросом: «Зачем мне применять здоровье сберегающие технологии в своей практике?»

Выяснила, что одной из коррекционных задач, стоящих передо мной, как логопедом, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

У меня возник следующий вопрос: «Почему мне надо применять здоровье сберегающие технологии?»

 Оказалось, применение здоровье сберегающих технологий особенно значимодля детей с нарушениями речи, так как все дети логопедической группы имеют тяжелые нарушения речи. У этих детей наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения, нарушения дыхания и голоса, общей и мелкой моторики.

Как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, и как следствие низкую работоспособность, повышенную утомляемость, нарушения в эмоционально-волевой сфере.

А применение здоровье сберегающих технологий позволяет мнезначительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствует оздоровлению детей.

Следующий вопрос, который я себе задала: «Какие здоровье сберегающие технологии я могу применять на коррекционных занятиях?»

Неотъемлемой и очень важной частью моей логопедической работы является артикуляционная гимнастика, при помощи которой улучшается кровоснабжение и подвижностьартикуляционных органов, уменьшаетсяих напряжённость, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк.

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Регулярное выполнение дыхательных упражнений является профилактикой острых респираторных заболеваний.

ВДОХ   И ВЫДОХ, ВСЕ СНАЧАЛО – СТРЕССА, КАК И НЕ БЫВАЛО

Следующая оздоровительная технология, которую я применяю в своей работе   – технология развития мелкой моторики рук.

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка»

 В.А. Сухомлинский.

Поэтому я использую как можно больше разнообразных и эффективных приемов, которые направленны на развитие мелкой моторики.

Эту технологию применяю как без предметов (пальчиковая гимнастика, самомассаж), так и с предметами, использую все что угодно –прищепки, камушки, пуговицы, манку, горох, карандаши.

Детям с нарушениями речи зачастую трудно думать и действовать одновременно. Для восстановления баланса "мозг - тело" существует весьма эффективное средство - «кинезиологические упражнения. Они помогают снимать мышечныезажимы у детей, развивают точность движений и способствуют переключению с одного движения на другое

Эти упражнения хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений. .Я их использую

-                   для активизации внимания вначале занятия,

-                   во время смены деятельности,

-                   как  динамические паузы

-                   в конце занятия, для снятия напряжения

И наконец, у меня возник главный вопрос: «Как же все это применить, и как все успеть?»  И я решила, что буду объединять технологии, одновременно решая коррекционные и оздоровительные задачи.

Вот что у меня получилось.

Я соединила артикуляционную и пальчиковую гимнастики и у меня получилась – биоэнегропластика.

Это содружественное взаимодействие руки и языка.   У ребенка развивается координация движений, мелкая моторика, правильная артикуляция.Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление нарушенных звуков. Ребенок, как бы помогает руками своему языку. Под артикуляционные упражнение мы подбираем разнообразные движения рук. Важно не то, что делает ребенок, а то, как он это делает.

На занятиях по обучению грамоте, детям очень трудно даются понятия – «звук», «гласный», «согласный», «слог». Поэтому я стала применять систему специальных упражнений, сочетающих дыхание, речь, движение.

Проговаривание речевого материала, сопровождается движениямирук, ног, головы, корпуса. Знакомя с образом буквы, применю технологию артикуляционной и пальчиковойгимнастики.

Ответив на все поставленные перед собой вопросы, я сделала вывод: внедрение здоровье сберегающих технологий в коррекционный процесс обеспечивает благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации.