+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Автор: Лазарева Кристина Николаевна

Возраст обучающихся: 6-7 лет (старшая дошкольная группа)

Тема занятия: «Звук j и Буква Й».

Цель занятия: закрепить навык произношения [j] и учить соотносить звук [j] с его графическим обозначением.

Задачи:

-закрепить навык давать артикуляторно-акустическиую характеристику [j];

-формировать навык образования глаголов в повелительном наклонении;

-закрепить навык определения места звука [j] в словах;

-развивать графо-моторный навык;

-учить дифференцировать буквы И и Й;

Образовательные результаты:

-дают характеристику звуку;

-образуют глаголы повелительного наклонения;

-определяют место звука в словах (начало, середина, конец);

-печатают букву Й;

-дифференцируют буквы И и Й;

Лингвистический материал:

Звуки: [j], и [и];

Глаголы: стоять (стой), мыть (мой), строить (строй), петь (пой), решать (решай), играть (играй), повторять (повторяй), плавать (плавай), думать (думай).

Й в начале слова: Йод, Йогурт, Йог;

В середине: маЙка, леЙка, шаЙба, чаЙка;

В конце: маЙ, чаЙ, змеЙ.

Оборудование:

Схема слова, фишки, изображение буквы Й и И, пропись.

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на занятии. Сегодня мы с вами подружимся с братьями Ой и Ай. Они любят играть. А вы? Ну тогда начнем.

– ОЙ-ой-ой! – сказал ОЙ-ОЙ. –

Я, мой друг, совсем больной!

 – Ты пойди-ка погуляй!

Все пройдет! – сказал АЙ-АЙ.

Это два брата Ой и Ай. Какой звук вы чаще всего слышали в их речи? Правильно Й.

А как нужно произносить этот звук?

 

губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;

кончик языка упирается в нижние резцы;

спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;

мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Задание. «Расскажи о звуке»

Задача: закрепить навык давать артикуляторно-акустическиую характеристику [j];

Составим рассказ об этом звуке. Какой это звук? (согласный). Он звонкий или глухой? (звонкий). Все верно ребята. А еще этот звук всегда мягкий. А теперь целиком проговорим какой это звук: согласный, звонкий, мягкий.

Задание. «Найди домик»

Задача: закрепить навык определения места звука [j] в словах;

А теперь поиграем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушать и на схемах показывать где же в слове находиться звук, в начале, середине или конце. Вспомните каким кружком мы обозначаем мягкие звуки. Верно, зеленым. Тогда начнем.

Логопед произносит слова, выделяя голосом звук [j].

Молодцы, вы все справились.

Задание. «Повеливаю»

Задача: формировать навык образования глаголов в повелительном наклонении.

Ой и Ай тоже хотят поиграть. Они поочереди будут говорить вам слова обозначающие действия, а вам нужно сделать из них слово, которое будет побуждать к действию. Например: стоять-стой.

Дети поочереди называют слова.

А теперь отдохнем.

Физминутка.

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Задание. «Напиши»

Задача: развивать графо-моторный навык

А теперь я покажу вам букву. Это буквы Й. На какую букву она похожа? А в чем отличие?

Дети записывают букву.

Логопед говорит последовательность написания буквы. Чуть выше строки ставим точку и от нее ведем прямую линию вниз, затем ведем диагональную линию вверх и опять вниз прямую. Сверху над буквой ставим хвостик.

Все справились. А теперь порисуем. В этой раскраске нужно закрасить только те элементы в которых есть буква Й.

Закончили? Какая буква у вас получилась?

На этом занятии мы познакомились с какой буквой? Какой звук обозначается этой буквой? Назовите слова с этим звуком.

Молодцы, вы прекрасно поработали. Ой и Ай довольны вами. А теперь пора прощаться. До свидания!