Статья "Развитие связной речи для детей дошкольного возраста
Автор: Иванова Виктория Михайловна
Статья на тему: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
Учитель-логопед: Иванова Виктория Михайловна
МБДОУ "ЦРР-ДЕТСАД" 22 г. Ливны
Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками, является формирование связной речи.
Без специального обучения дети не могут овладеть контекстной, описательно-повествовательной речью, психологически она считается сложнее чем разговорно-обиходная речь.
Связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. (Л.С. Выготский)
Существует множество трудов и статей по развитию связной речи дошкольников ( Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко и многих др.)
Успешность и успеваемость детей в школе во многом завит от умения воспроизведения и восприятия ими текстового и учебного материала, умения давать понятный и развернутый ответ, излагать свои мысли в четкой и логической последовательности. Быть коммуникабельным, уверенным в себе - помогает умение рассказывать. Есть ряд задач для успешного овладения связной речью:
-формировать умение пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;
-помочь детям активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, союлюдая при этом его структуру(начало, середину, конец);
-формировать умение составлять разные типы текстов, соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательств веские аргументы и точные определения;
-развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинятьсказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.д. .
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми и улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будующей жизни .
Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко выражать свои мысли.
Развитие связной речи начинается формироваться с трех лет, а наиболее активной становится к пяти, шести годам. в это время надо предлагать малышу пересказ сказок, озвучивание своих мыслей по поводу прочтенного или объяснить значение пословиц, поговорок и т.д.
Существует две разновидности связной речи: диалогическая и монологическая, каждой из которых присущи свои особенности. несмотря на различия диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.
Через диалог ребенок осваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику а так же черпает полезную информацию. Маленький ребенок, прежде всего, овладевает разговорной речью, касающейся прежде всего увиденного, поэтому его речь ситуативна. Затем развивается новая форма речи, контекстная. В сознании эти формы речи постепенно дифференцируются. Они используются в зависимости от обстановки и характера самого общения.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста - сложный и многоплапновый, совокупность всех компонентов необходима для успешной реализации поставленных задач.
Список используемой литературы
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.
2.Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
3.Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский М., 1982-1984.
4.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев М., 1961. - 390 с.
5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова М., 1984. - 180 с.