Акустическое значение звука в речевом развитии детей дошкольного возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Как во взрослом возрасте, так и в детском для различения звуков речи происходит опора не только на артикуляционную составляющую звука, но и на акустическую. Без знания данной специфики невозможна работа по противопоставлению звуков в слуховом плане, которая необходима для успешного овладения ребенком правильной и четкой звукопроизносительной культурой речи.
В акустическом плане звуки подразделяются на:
1. Тональные звуки – их особенностью является то, что они образуются без использования голоса и при отсутствие шума (полном или частичном). Подобная особенность позволяет обеспечить отличную слышимость звука. К данной группе относятся гласные звуки- а, о, у, ы, э, и.
2. Сонорные звуки или другими словами звучные – их особенность определяется характером голосового звучания, голос в произношении данной группы звуков играет основную роль, а шум имеет свое проявление в минимальной степени. К данной группе относятся сонорные согласные – м, н, л, р, й.
3. Шумные звуки – их особенность характеризуется в появлении «шумого» компонента при их образовании. Качество в произношении шумной группы звуков определяется характером данного шума, а именно:
- шумные звонкие длительные – в, з, ж;
- шумные звонкие мгновенные – б, д, г;
- шумные глухие длительные – ф, с, ш, х;
- шумные глухие мгновенные – п, т, к.
По акустическому эффекту при произношении звуков выделяют также следующие подгруппы:
- свистящие звуки – с, з, ц;
- шипящие звуки – ш, ж, ч, щ,
- твердые звуки – п, в, ш, ж и др.
- мягкие звуки – пь, вь, ч, щ.
Проведенный анализ звуков родного русского языка указывает на то, что успешное овладение фонетической составляющей ребенком дошкольного возраста требует кропотливого педагогического воздействия по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому в дошкольном возрасте, учителю и воспитателю необходимо совместно развивать в своей деятельности:
1. Фонетическую способность к дифференциации и воспроизведению всех звуков родного языка, и более того, соотносить произносимые звуки с системой родного языка.
2. Дифференцированную подвижность и точность движений органов артикуляционного аппарата, что позволит ребенку ясное, четкое произношение отдельного звука, а также их сочетание в на уровне слога, слова, фразы и предложения.
3. Коротких вдох и длительную воздушную струю при произношении звука, слова, что поможет обеспечить плавное, звучное и слитное произношение звуков в словах и словосочетаниях.
При детальном рассмотрении фонетической системы русского языка можно проследить определенную закономерность, а именно, формирование звуков одной группы является основой для появления в речи других групп звуков более сложных в артикуляционном и акустическом плане. Условно последовательность формирования артикуляционной и акустической базы в речевом развитии детей дошкольного возраста можно описать так:
- 1 – й год жизни – появление смычек артикуляционных органов;
- 1, 5 – 2 года – появление чередования смычных и щелевых позиций органов артикуляции;
- 3 – 4 года – появление подъема кончика языка в верхнем положении и напряженности в спинке языка;
- 5 – 6 лет – появление вибрации на кончике языка.
Стоит помнить, что прежде чем начинать работу по формированию правильного произношения согласных звуков, нужно добиться от ребенка совершенного произношения гласной группы. Они более простые по артикуляции и фонетическому восприятию. Кроме того, на данной группе звуков у ребенка развивается умение правильно и длительно произносить звук, происходит формирование воздушной речевой струи, которая необходима в постановке других, более сложных групп звуков.
Напомним, что навыки четкого и точного произношения и употребления звуков в речи, а также умение выделить его на уровне слова вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше у него навыков и, соответственно, предлагаемый дошкольнику речевой материал должен быть последовательным, соответствовать возрастным критериям и более длительно отрабатываться.
Таким образом, когда педагоги и родители проводят работу над четкой артикуляцией гласных и наиболее простых согласных, они тем самым подготавливают базу для появления и постановки звуков, гораздо более сложных в артикуляционном и акустическом исполнении.
Поэтому, как было сказано выше, в основу логопедической работы, начиная с раннего возраста, положено последовательное поэтапное формирование звуков родного языка. При таком разумном подходе у дошкольника происходит постепенное усвоение фонетической системы языка.
Часто бывает, что до четырех лет у ребенка сформированы все базовые артикуляционные навыки, но логопедическое воздействие прекращать нельзя. Очень важно перенести приобретенные артикуляционные навыки в осознание звуковой культуры языка, которая включает в себя: постановку звука, его автоматизацию на всех уровнях речевых единиц и, конечно, отраженную собственную речь ребенка. Такая последовательность подводит к завершению формирование правильного звукопроизношения и переходит в новый этап – обучение элементам грамоты. На данном этапе ребенок дошкольного возраста приобретает новые знания по формированию звуко – буквенного анализа, которые являются необходимой базой к началу школьного периода.
Педагоги в дошкольном – образовательном учреждении, проводя систематическую организационно – образовательную деятельность по отработке звуковых навыков, а также по дефференциации звуков, которые часто смешиваются в речевом потоке ребенка, решают одновременно несколько задач:
1. Вырабатывают кинестетические ощущения на уровне артикуляционного аппарата, что ведет к более эффективному овладению правильной артикуляцией звуков.
2. Подготавливают ребенка к обучению грамоте в школе с раннего дошкольного возраста.
3. Направляют внимание дошкольника на осознание звуковой культуры родного языка.
4. Формируют фонематическое восприятие.
Необходимо помнить, что в основе логопедической работы по усвоению детьми дошкольного возраста фонетической системы языка лежит четкая последовательная работа по отработке и введению в самостоятельную речь ребенка гласных и согласных звуков, а также развитие умения дифференцирования звуков по их основным артикуляционным и акустическим признакам.