+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя – логопеда

Автор: Домарева Оксана Николаевна

Технологии и методики, применяемые в практической   профессиональной деятельности учителя – логопеда

 

         Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

         В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных  методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.

        Работая логопедом в коррекционно- развивающей группе, я применяю в работе с детьми различные методики и технологии. При диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов.

         Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам:

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

 

ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

          Цель логопедического обследования : выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Для обследования звукопроизношения использую следующие  методики:  "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи" Г. А. Волковой.

«Психолого- педагогическая диагностика» под редакцией С.Д.Забрамной.

«Психолого- педагогическая диагностика развития детей» под редакцией Е.А. Стребелевой.

Методику обследования речи детей с ЗПР   Кононенковой И.Д.

«Технология организации логопедического обследования» О.Е. Грибова.

Также активно использую методы логопедического обследования детей, рекомендованные Г. В. Чиркиной.

 

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Работу по коррекции звукопроизношения осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

  В ходе индивидуальных занятий  решаются следующие задачи:

• уточнение произношения звуков;

• постановка и закрепление отсутствующих звуков;

• развитие фонематического восприятия;

• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

• закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики

Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ РАЗНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ.

Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф. Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

      Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики  А. Н. Стрельниковой.

Применение данной технологии позволяет детям усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

      При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмы логопедического массажа.

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую при работе с детьми со стертой формой  дизартрии. При дизартрии массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия.

Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой. В этом учебном году прошла курсы «Технологии классического логопедического массажа» (по методике Е.А. Дьяковой)

 

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

      Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной.

Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

      В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой. Работа начинается с пересказа: подробного, выборочного, творческого. Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли. Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста. Творческий пересказ развивает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме. Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста. Это поможет детям понять причинно-следственные отношения. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения – это верхняя ступень развития связной речи детей, где сочетаются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном. Наиболее легкой формой являются сочинения по серии сюжетных картинок, предварительно расположенных по порядку. Позже дети учатся составлению рассказов по сюжетной картинке с выделением основной идеи и выражением временной связи. Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.

         При обучении рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова и на рекомендованные им методы:

- составление высказываний по наглядному восприятию;

- воспроизведение прослушанного текста с опорой на демонстрационный материал;

- составление рассказа – описания;

- рассказывание с элементами творчества.

Очень интересна система и методы работы по развитию связной речи  Н.В.Нищевой, Ткаченко Т.В., опирающихся на вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

   Одним из таких средств является наглядность. Важность этого фактора отмечали педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина.

    В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась известным психологом Л.С.Выготским.

На своих занятиях использую следующий демонстрационный материал:

Н.В.Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»(6 выпусков)

О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Картинный материал по развитию связной речи в подготовительной к школе группе»

О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Картинный материал по развитию связной речи в старшей группе»

Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи» (конспекты занятий, демонстрационный материал)

Технологии профилактики нарушений письма.                                                

Нарушение письменной речи у детей являются  распространенным речевым расстройством. Логопедическая работа по профилактике нарушений, которую я  провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.  Данная технология способствует:  

формированию слоговой структуры слова;

развитию языкового анализа и синтеза;

развитию фонематического восприятия;

развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;

обогащению и систематизации словарного запаса;

формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;

устранению аграмматизмов в устной речи.

 

В практической работе с детьми активно использую следующие технологии:

- Личностно- ориентированные технологии.

    Ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития.

- Технологии дифференцированного обучения.

    Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к дошкольникам. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ребенку получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы учащихся формируются с учетом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатывается отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

- Технология проблемного обучения.

Создаю проблемные ситуации с целью активизации самостоятельной деятельности воспитанников.

- Технология развивающего обучения.

Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности.

- Технология сотрудничества.

Совместно с детьми вырабатываем содержание занятий, даём оценку, находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества.

- Игровые технологии.

Во время образовательного процесса проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.

 Игровые здоровьесберегающие технологии.                                                                          

 Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период  обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами,  равномерно распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья  дошкольников.

Пальчиковая гимнастика.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Задачи:

1. Совершенствование координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук.

2. Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук, умения менять движения кистей и пальцев рук по образцу взрослого и по словесной инструкции.

3. Доведение движений мелкой моторики до автоматизированного навыка, способствующего точности движений пальцев и кисти рук.

4. Закрепление умения распределять мышечную активность и производить точные движения.

5. Воспитание у детей интереса к видам деятельности, требующим движений пальцев и кистей рук.

Приложение №5

Игровые комплексы артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

 

Цель артикуляционной гимнастики -        выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Психогимнастика- одна из современных методик, относящаяся к кинезитерапии. Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка.

Основная цель психогимнастики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность,

- учет возрастных особенностей,

- учет индивидуальных особенностей,

- учет структуры дефекта,

- поэтапность коррекции речи.

Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.

Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:

– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

 

Существуют следующие виды логосказок:

1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)

2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
- Артикуляционные. 
- Фонетические. 
- Сказки по обучению грамоте. 
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):
- Пальчиковые. 
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
- Лексико-грамматические. 
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.

Приложение № 6

 

Динамические паузы.

  Задачи:

Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом.

Приложение № 12

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В своей работе использую информационно коммуникативные технологии.