Речевые игры для дошкольников с ОВЗ
Автор: Домарева Оксана Николаевна
Дидактическая игра «Найди место звука в слове».
Цель: Развитие фонематического восприятия, умения находить место звука в слове.
Задачи: закреплять знания о гласных и согласных звуках; развивать умение выделять заданный звук в слове и определять его положение в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах, прищепки разноцветные.
Ход игры. Каждый ребенок получает карточку, называет слово- картинку. Если заданный звук слышится в начале слова, надо закрепить прищепку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, прищепку надо закрепить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, прищепку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Дидактическая игра «Рифмы».
Цель. Развитие фонематического слуха; умения подбирать слова, отличающиеся друг от друга одним звуком.
Задачи: Развивать у детей дикцию. Познакомить с понятием «рифма». Научить подбирать простейшие рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Детям предлагаются картинки, например: коса - коза, ком-дом, мак- рак, ракушка- подушка, корона, корова… Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, который первым нашел эти слова, берет пару картинок. Дети находят все пары слов, кто больше пар нашел, тот победил. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка, тачка-дачка, майка-чайка).
Дидактическая игра «Рыболов».
Цель: Развитие фонематического слуха, умения дифференцировать звуки [ Ш ], [ С ].
Задачи: активизировать у ребенка самостоятельное желание активно участвовать в процессе автоматизации звука; обучить ребёнка дифференцировать звуки, близкие по акустическим признакам в словах, фразах и в предложениях; уточнить имеющийся словарь ребёнка и его обогатить; развивать грамматический строй речи; развивать фонематические процессы (анализ, синтез, фонематические представления); повысить познавательную активность и работоспособность ребёнка; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; регулировать поведенческие трудности детей, способствовать усидчивости; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование. Предметные картинки в виде рыбок, картинка ведро Ш, картинка ведро С, картинка водоем.
Ход игры. "Поймать" картинку- слово, дифференцировать звук в слове и поместить картинку в соответствующее ведро. Дети по очереди выполняют действия. Победил тот, кто правильно выполнил все задания.
Дидактическая игра «Слоговое лото».
Цель: развитие внимания, фонематического восприятия.
Задачи: развивать умение подбирать слоги к картинке; совершенствовать навыки слогового анализа, составления и чтения слов; развивать навыки определения количества слогов в слове; развивать фонематическое восприятие.
Оборудование. Карточки с картинками, карточки со слогами.
Ход игры: играет 2-4 ребёнка, детям раздают карточки, на которых изображены картинки. На карточке спрятано новое слово. Его надо составить, выделив из каждого слова на картинке первый слог, а затем сложить слово. Дети рассматривают картинки и выкладывают слоги, чтобы получилось слово на картинке.
Игра "Слогового лото" помогает научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры, а также, читать слова, состоящие из трех слогов. В пособие "Слоговое лото " входят карточки с разноцветными картинками и слогами.
Дидактическая игра «Эльза заморозила…»
Цель: развитие речевых навыков, совершенствование лексического и грамматического строя;
Задачи: Совершенствовать грамматический строй, умение изменять слова по падежам, актуализировать словарь.
Развивать память, зрительный анализ, концентрацию внимания.
Ход игры: ребенок при помощи фонарика высвечивает картинку, спрятанную за «льдинкой» и называет ее, упражняясь в падежных конструкциях существительных.
Например : «За льдинкой спряталась птица» - Им. Падеж
«Я не вижу птицу без фонарика»- Род. Падеж
«Я помогу птице оттаять» - Дат. падеж
«Эльза заморозила птицу» - Вин. падеж
«Я доволен птицей» - Тв. падеж
« Я думаю о птице» - Предл. падеж»
Дидактическая игра «Кто спрятался за стогом сена»
Цель: развитие речевых навыков, совершенствование лексического и грамматического строя;
Задачи: Совершенствовать грамматический строй, умение изменять слова по падежам, актуализировать словарь.
Развивать память, зрительный анализ, концентрацию внимания.
Ход игры: ребенок при помощи фонарика высвечивает картинку, спрятанную за «льдинкой» и называет ее, упражняясь в падежных конструкциях существительных.
Дидактическая игра «Кладоискатели»
Цель: с помощью игры упростить и активизировать процесс автоматизации поставленных звуков в речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: активизировать у ребенка самостоятельное желание активно участвовать в процессе автоматизации звука; обучить дифференцировать звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам в словах, фразах и в предложениях; уточнить имеющийся словарь ребёнка и его обогатить; развивать грамматический строй речи; развивать фонематические процессы (анализ, синтез, фонематические представления); повысить познавательную активность и работоспособность ребёнка; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; регулировать поведенческие трудности детей, способствовать усидчивости; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: карточки с контурными зашумленными изображениями предметов, цветные карточки с изображением предметов.
Ход игры: Ребенку предлагается найти «клад», последовательно называя картинки, расположенные в паре. Называя таким образом парные картинки , ребенок автоматизирует заданный звук , называя цепочку слов.
Дидактическая игра «Звуковые бусы»
Цель: автоматизация и дифференциация поставленного звука.
Задачи: активизировать у ребенка самостоятельное желание активно участвовать в процессе автоматизации звука; обучить ребёнка дифференцировать звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам в словах, фразах и в предложениях; уточнить имеющийся словарь ребёнка и его обогатить; развивать грамматический строй речи; развивать фонематические процессы (анализ, синтез, фонематические представления);
повысить познавательную активность и работоспособность ребёнка;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; регулировать поведенческие трудности детей, способствовать усидчивости; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картинки – «бусины», цветной шнурок.
Ход игры: Ребенку предлагается найти и четко назвать картинки с заданным звуком, затем картинку – «бусинку» нанизать на шнурок.
Дидактическая игра «Судоку»
Цель: развитие пространственного и логического мышления, развитие активного словаря ребенка.
Задачи: Развивать умение структурировать алгоритм решения судоку; формировать умение планировать свою деятельность; развивать умение ориентировки на плоскости; развивать внимательность.
Ход игры: Ребенку предлагается, используя картинки -подсказки на поле, заполнить оставшиеся клетки так, чтобы в каждой строке и столбце каждая картинка встречалась только один раз.
Дидактическая игра «Кто спрятался за стогом сена»
Цель: развитие речевых навыков, совершенствование лексического и грамматического строя;
Задачи: Совершенствовать грамматический строй, умение изменять слова по падежам, актуализировать словарь.
Развивать память, зрительный анализ, концентрацию внимания.
Ход игры: ребенок при помощи фонарика высвечивает картинку, спрятанную за «льдинкой» и называет ее, упражняясь в падежных конструкциях существительных
Дидактическая игра «Слоговое лото».
Цель: развитие внимания, фонематического восприятия.
Задачи: развивать умение подбирать слоги к картинке; совершенствовать навыки слогового анализа, составления и чтения слов; развивать навыки определения количества слогов в слове; развивать фонематическое восприятие.
Оборудование. Карточки с картинками, карточки со слогами.
Ход игры: играет 2-4 ребёнка, детям раздают карточки, на которых изображены картинки. На карточке спрятано новое слово. Его надо составить, выделив из каждого слова на картинке первый слог, а затем сложить слово. Дети рассматривают картинки и выкладывают слоги, чтобы получилось слово на картинке.
Игра "Слогового лото" помогает научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры, а также, читать слова, состоящие из трех слогов. В пособие "Слоговое лото " входят карточки с разноцветными картинками и слогами.
Дидактическая игра «Слоговое лото».
Цель: развитие внимания, фонематического восприятия.
Задачи: развивать умение подбирать слоги к картинке; совершенствовать навыки слогового анализа, составления и чтения слов; развивать навыки определения количества слогов в слове; развивать фонематическое восприятие.
Оборудование. Карточки с картинками, карточки со слогами.
Ход игры: играет 2-4 ребёнка, детям раздают карточки, на которых изображены картинки. На карточке спрятано новое слово. Его надо составить, выделив из каждого слова на картинке первый слог, а затем сложить слово. Дети рассматривают картинки и выкладывают слоги, чтобы получилось слово на картинке.
Игра "Слогового лото" помогает научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры, а также, читать слова, состоящие из трех слогов. В пособие "Слоговое лото " входят карточки с разноцветными картинками и слогами.