Символический и предметный праксис в системе коррекционной работы для детей с ОВЗ
Автор: Антонова Дарья Павловна
Описание практики: В современном мире, дети окружены цифровым пространством, которое ограничивает их деятельность с насыщенным и красочным предметным миром. В результате, дети не могут в полной мере получить и закрепить навык координированного, сознательного и произвольного движения и действия – праксиса. Данная педагогическая практика направлена на формирование произвольных движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через реализацию комплекса игр и упражнений символического и практического праксиса совместно с кинезиологией на занятиях логоритмики в группе комбинированного вида.
В рамках нашей практики у детей развивается способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации) - символический праксис, применяя карточки – символы, а также способность совершать действие с предметом - предметный праксис, используя в ходе работы разработанное авторское дидактическое пособие «Фартук чудес».
Данные формы работы включены в программу по логоритмике, в соответствии с перспективным планированием, разработаны конспекты образовательной деятельности на весь учебный год, ориентированна практика на старший дошкольный возраст и реализуется на протяжении трех лет.
В ходе практики мы применяем следующие формы работы: пальчиковые, кинезиологические, артикуляционные игры и упражнения, беседы, досуги, игровые проблемные ситуации.
Вся образовательная деятельность проходит в игровой форме, по задуманному сюжету, сказочный персонаж играет с ребятами путешествует, посещает музыкальные тропинки, занимается поиском клада, а по завершению занятия дети продолжают работу в группе с педагогами, выполняя творческие и музыкально – ритмические задания, полученные на занятии, а также закрепляют пройденный материал дома с родителями. Таким образом, у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья зарождается мотивация к учебной деятельности, формируется познавательная активность, развиваются мыслительные процессы.
Данная форма работы помогает детям естественным путем формировать способность осознанно действовать с тем или иным предметом, совершать мыслительные операции, сочетать действие с речью в игре. В ходе занятия педагог применяет дидактическое пособие «Фартук чудес», которое решает задачи, направленные на закрепление навыка владения произвольными движениями, фиксации взора, выполнения действия с предметом, формируя новые мыслительные операции. При проведении организованной образовательной деятельности педагог занимает позицию партнера и играет совместно с детьми достигая поставленных результатов.
Ожидаемый результат:
В результате использования выбранных форм и методов для работы, дети с ОВЗ:
- владеют речью на доступном для них уровне;
- умеют планировать свои действия и контролировать их выполнение;
- проявляют самостоятельность в принятии собственного решения;
- владеют мыслительной деятельностью, познавательной активностью,
-оперируют предметами, фиксируют взор на них, согласовывают движение с речью.