Консультация для родителей "Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Автор: Хохлюк Наталья Юрьевна
Консультация для родителей по теме: «Речевые нарушения у детей дошкольного возраста»
Слайд 2
Каждому родителю важно знать, что его ребёнок в будущем будет успешным и счастливым. Насколько легко и интересно будет ему в школьный период и как сложится его дальнейшая судьба во многом зависит от вас, родителей. Дошкольное детство – это трамплин к школьному обучению и начальная база для дальнейшей жизни. И именно сейчас стоит задуматься всерьёз над некоторыми аспектами развития вашего ребёнка.
Слайд 3
Малыш коверкает слова, произносит неправильно звуки, испытывает трудности в речевом высказывании. Некоторых взрослых умиляет это до такой степени, что они сами иногда при общении с малышом повторяют за ним неправильную речь, нанося тем самым ему вред. Но чаще родителей настораживают и тревожат нарушения речи ребёнка. Моё выступление и для тех, кто недооценивает небрежную несовершенную речь ребёнка, и для тех, кого волнуют проблемы в речевом развитии уже сейчас.
Давайте разберёмся, что будет являться нарушением речи, а что будет являться нормальным развитием.
И сразу следует исключить из понятия «Нарушение речи» возрастные особенности речевого развития.
Этапы речевого развития до 4 лет
До 1 года |
Гуление, лепет, первые осознанные слова (10-15 «лепетных» слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) Формируется понимание речи (понимает до 30 – 50 слов) |
С 1 до 2 лет |
Накапливается словарь понимаемых и произносимых слов. Произносятся как полные слова («мама, баба, папа»), так и аморфные слова-корни («бух» - упала, «ди» - иди, «да» - дай. Из этих слов появляется первая простая фраза («Баба, ди» - Баба иди). Речь ребёнка малопонятна для окружающих. |
С 2 – 3 лет |
Идёт накопление словаря. Появляется первая развёрнутая фраза из 3 - 4 слов («Мама дай пить», «Я хочу играть машинкой»). Но звуковое оформление слов ещё не совершенно («Я хасю игать синой»). |
С 3 – 4 лет |
Количество слов растёт. Характерны физиологические недостатки произношения («физиологическое косноязычие»): · смягченное произношение согласных звуков («Мясина» - машина); · замены свистящих и шипящих звуков на (Т-ТЬ, Д-ДЬ) («тапка» - шапка, «дяйка» - зайка); · еще не сформированы сонорные звуки (Л, ЛЬ, Р, РЬ) («оботь» - робот, «отка» - лодка); · звуки (Ц, Ч) заменяются на (ТЬ): («тяпя» - цапля, «мямитька» - мамочка); · звуки (К, Г, Х) заменяется на (Т, Д ): («теб» - хлеб). |
Слайд 5
Ребенок с нормально развивающейся речью к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, правильно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки. К 5 - 6 годам дошкольник должен правильно произносить все звуки родного языка, воспроизводить слова, сохраняя звуко – слоговую структуру даже сложных слов (библиотека, велосипед, парикмахер), различать и не путать в речи звуки близкие по артикуляции и звучанию ( (Ш - Ж, Ш – С), и т. д.). Его словарный запас к 5 годам должен составлять от 4000 до 5000 слов.
Слайд 6
- Какие отклонения в речевом развитии существуют?
Слайд 7
Задержка речевого развития.
В раннем возрасте (от 1года до 3 лет) мы можем говорить о задержке речевого развития (задержка этапов речевого развития), то есть ребенок начинает говорить несколько позже, чем рекомендовано по нормам. Здесь актуально выражение «Немного позже». Например, ребенок в 11 месяцев произносит отдельные звуки и слоги, подражая взрослым, но пока еще самостоятельных слов нет. Или ребенок в три года использует в своей речи только простые фразы из двух слов: «Дай сок». Расширить свою фразу ему пока трудно. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет), когда предполагается, что речевая база ребенка уже сформирована, термин задержка уже не применяется! Речь сформирована и развивается дальше. После трех лет мы будем говорить как раз о нарушениях речи.
Следует помнить:
- Задержка речи может быть грубой (речевые этапы очень сильно задержаны)
- Любая, даже незначительная задержка речевого развития, легко может перерасти в речевое нарушение
Слайд 8
- А что же тогда является речевым нарушением?
- Классификация, которую я в доступной форме до вас донесу, педагогическая.
Слайд 9
1. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи
ФФНР проявляется в несовершенстве звукопроизношения. К 5 – 6 годам дошкольник неправильно произносит звуки речи. Чаще всего это звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ). Ребёнок может их заменять на другие звуки: (Ш, Ж) на (С, З), (Ч, Щ) на (ТЬ, СЬ). А возможно искажение звуков, которое чаще родители не замечают (Н -р, межзубное произношение свистящих, шипящих; горловое произношение звука (Р)). Причинами таких нарушений могут быть: неправильное строение артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная уздечка, нарушение прикуса), нарушение фонематического слуха (ребёнок испытывает затруднения в восприятие звуков речи, а это в свою очередь ведёт к неправильному произношению звуков). Хотя эта патология и считается относительно несложной, но иногда постановка звуков занимает достаточно много времени. И начинать такую работу надо тоже своевременно и под руководством специалиста – учителя-логопеда, который оценит сложность дефекта и построит наиболее адекватный план работы. Так же необходимы консультации и, возможно, лечение врачей: невролога, стоматолога.
Слайд 10
2. Общее недоразвитие речи.
ОНР – более сложное речевое расстройство, которое характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии (ращелина твёрдого нёба), дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
· более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
· речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена (речь аграмматична);
· ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
· речь детей малопонятна для окружающих.
Слайд 11
Три уровня общего речевого недоразвития
Выделяют 3 уровня ОНР. По 1 и 2 уровню кратко.
1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. Словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби».
2-й уровень
· достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
· используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены («кадясь ледит той» - карандаш лежит на столе);
· нарушено согласование слов; («ися бизяль»- лиса бежала);
· в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые, недоговариваются звуки («иисипет» - велосипед, «абаняня» - яблоня).
3-й уровень
Более подробно остановимся на речи детей с третьим, наиболее типичным уровнем речевого недоразвития. К 5 годам у детей словарный запас составляет примерно 2500 – 3000 слов.
Детям характерны лексические трудности и касаются они называния:
· Частей предметов (кабина, крыша, воротник, затылок и т. д.)
· Глаголов, выражающих уточненность действий (собака не лакает молоко, а «лижет молоко»; девочка не откусывает кусочек, а «кусает кусочек» и т.д.)
· Приставочных глаголов (отплыл, переплыл, подплыл, всплыл)
· Антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый и т. д.)
· Называния относительных прилагательных («шерстовой» или «шерстяный» шарф - шерстяной, «сливный» сок - сливовый).
В грамматическом строе речи распространены следующие ошибки:
· Частичное или полное отсутствие предлогов В, К, С (со), из-под, из-за, между, через, над. («Платок лежит кармане», «Кошка вылезла под кровати»).
· Нарушено согласование различных частей речи («Подошел к два коня», «Заботился о ёжика»).
Недостаточно развит фонематический слух и нарушено произношение большого количества звуков (от 6 и более)
· Дети не различают на слух и могут искажать при произношении близкие по звучанию звуки (мягкие-твердые, звонкие-глухие, а также С-Ш, З- Ж, Ть-Чь, Сь-Щь, Р-Л и т.п.).
· Искажают звуконаполняемость и слоговую структуру «трудных слов» («триства» - электричество, «датавотик» - водопроводчик и т.п.).
· Не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот-кит-ток, бык-бак-бок и прочие).
В связной речи у таких детей проявляются все перечисленные особенности. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Отсутствие у детей с ОНР чувства рифмы и ритма часто мешает при заучивании стихов (они переставляют слова в строке: «Таня наша плачет громко» - Наша Таня громко плачет).
Слайд 12
Обращаю внимание, что все указанные речевые нарушения имеются у детей 4,5-5 лет, имеющих нормальный слух и сохранный интеллект.
Слайд 13
Тем не менее, для детей с ОНР на ряду с уже изложенными речевыми особенностями часто характерно недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
· Нарушение внимания и памяти;
· Нарушение пальцевой (мелкой) и артикуляционной (речевой) моторики;
· Недостаточная сформированность словесно-логического мышления.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движения органов артикуляции – языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти. Нарушение артикуляции звуков приводит к их нечеткому произношению, а часто и к общей невнятности и связанности речи.
Связь пальцевой моторики и речевой функции давно замечена специалистами и подтверждена исследования Института физиологии детей и подростков АПНРФ. У значительного большинства детей с ОНР пальцы рук мало подвижны. Их движения отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-ти летние дети с трудом правильно держат кисточку или карандаш, не умеют пользоваться ножницами, не могут зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы.
Речь и мышление тесно связаны, поэтому словесно-логическое мышление детей с ОНР несколько отстает. Такие дети часто испытывают затруднения при обобщении явлений и признаков, при классификации предметов, при установлении закономерностей.
Слайд 14
Личностные особенности детей с ОНР проявляются в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них устают быстрее своих сверстников, утомляются, начинают крутиться и отвлекаться. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, иногда не могут повторить ответ товарища. В играх такие ребята проявляют повышенную возбудимость, подвижность, некоторые, наоборот, вялость, апатию, отсутствие интереса к происходящему, у них часто бывает чувство неуверенности в себе, страх перед общением с другими детьми или взрослыми, излишняя впечатлительность, плаксивость, склонность к негативизму, излишней агрессивности, либо к ранимости и обидчивости.
Слайд 15
- Что делать, если вы заметили у ребёнка проблемы с речью?
Слайд 16
Бытующее мнения: «Надо подождать, само пройдёт» или «Мы сами справимся», губительно для ребёнка с речевой патологией. Все речевые проблемы поддается коррекции и должны решаться вовремя. Уровень сложности речевого дефекта должен оценивать учитель–логопед. И заниматься коррекцией речевых нарушений и, сопутствующих им психологических проблем, тоже должны специалисты коррекционной педагогики: учитель – логопед, педагог – психолог, а иногда ещё и учитель – дефектолог.
Слайд 17
Такую квалифицированную профессиональную помощь получают дети, посещающие логопедическую группу, где наряду с логопедом и психологом, занимаются с ребятами педагоги – воспитатели, имеющие опыт работы с такими малышами.
Слайд 18
В логопедической группе созданы специальные условия:
· разработана своя образовательная программа, нацеленная на коррекцию речи и более глубокое изучение родного языка;
· ограниченное до 12-15 количество детей, что позволяет уделять каждому ребёнку более пристальное внимание и подходить индивидуально к его особенностям;
· образовательный процесс рассчитан на детей 5 - 7 (8) лет и длится 2 года (по программе старшей и подготовительной к школе групп);
· сохраняются занятия всех образовательных направлений и проводятся они малыми подгруппами.
Слайд 19
Отказ родителей от посещения детьми, страдающими теми или иными речевыми недостатками, логопедической группы, игнорирование рекомендаций специалистов приводят к неутешительным результатам. Ребёнок, своевременно не получивший помощь, не подготовлен к школьному обучению, испытывает трудности усвоения не только родного языка, но и других предметов. На это наслаиваются коммуникативные проблемы: трудность нахождения общего языка со сверстниками и учителем. Таким образом, формируется психологические комплексы и нежелание учиться. И, как следствие, у некоторых из таких школьников появляются эмоциональные и поведенческие отклонения, бороться с которыми гораздо сложнее, чем принять вовремя нужное решение.
Слайд 20
«Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!»
(композитор А. Бородин)
Слайд 21
Желаю всем родителям удачи и правильных взвешенных решений!
Каждый ребёнок уникален, в ваших руках его будущее!
Слайд 22
Спасибо за внимание!