Консультация для педагогов и родителей "Формирование словаря у детей дошкольного возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
За период дошкольного детства ребенку необходимо овладеть тем минимальным словарным запасом, который позволит ему беспроблемно вступать в общение со сверстниками, окружающими его взрослыми и поддерживать его. Поэтому дошкольная система воспитания и образования подразумевает развитие словарного запаса у детей как одну из главнейших задач в речевом развитии.
Стоит понимать, что развитие и пополнение словарного запаса у ребенка дошкольного возраста – это длительный процесс, который зависит от множества составляющих.
В развитии речевого процесса дошкольника можно выделить следующие составляющие:
- количественная;
- качественная.
В первую очередь, заметны количественные составляющие, которые показывают на изменения в словарном запасе ребенка. Если к полуторагодовалому возрасту активный словарь ребенка насчитывает включает в себя до 20 слов, то к шести годам его количественная составляющая включает в себя до четырех тысяч речевых единиц.
Если говорить о качественной речевой характеристике, то следует отметить то, что пополнение словаря происходит постепенно на основе социально закрепленном содержании слова, которое отражает результат познания. Этот познавательный словесный результат закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в активном речевом общении между другими людьми.
Надо отметить, что в психологической литературе содержание каждого слова включает в себя понятие. Из этого следует сделать вывод, что процесс развития словарного запаса тесно взаимосвязан с понятийными особенностями слова и имеет свои отличительные особенности.
1. Содержательная сторона словарного запаса детей.
Особенность заключается в том, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, в процессе которого дети овладевают прежде всего названиями наглядно подкрепленных предметов, групп предметов, явлений, качеств и их свойств, которые достаточно широко отражаются в активной речи ребенка.
2. Смысловое содержание речевых единиц.
Сначала дети дошкольного возраста соотносят слова только с конкретными предметами и явлениями и не имеют обобщающего характера. По мере того, как у дошкольника происходит освоение окружающей его действительности, он начинает делать обобщения. И лишь после этого происходит овладение объективным понятийным содержанием слов. Иными словами, с развитием познавательной сферы ребенка происходит изменение значения и понятия слов.
На основе представленных особенностей в развитии словарного запаса ребенка можно определить задачи на основе которых будет строиться педагогическое воздействие:
1. Обеспечение количественных единиц в активном речевом потоке ребенка, необходимых для содержательного общения.
2. Обеспечение освоения социально закрепленного содержания слов, что предполагает:
- закрепление в речи ребенка слов, подкрепленных их точным соотнесением с объектами окружающего мира;
- введение в пассивный и активный словарный запас обобщающих понятий на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
3. Введение полученных речевых знаний в грамматические особенности родного языка, умение пользоваться ими в социальном вербальном взаимодействии со сверстниками и окружающими ребенка взрослыми людьми.
В идеале, программа дошкольного воспитания и обучения должна строиться с опорой на поставленные задачи и следовать следующим принципам:
1. Формирование детского словаря должно опираться на активное и действенное познание ими окружающей действительности. Иными словами, содержание речевой работы по пополнению словарного запаса включается во все виды организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
2. Взаимосвязь речевой словарной работы с учетом постепенно развивающихся речевых возможностей дошкольника в процессе познания им окружающей действительности. Содержание работы по развитию и пополнению словарного запаса проходит усложнение от одной возрастной группы к другой.
Рассмотрим по каким направлениям происходит усложнение словарной работы:
1. Расширение активного и пассивного словарного запаса дошкольника на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся количеством предметов, явлений.
2. Введение в активный словарь дошкольника слов, которые обозначают свойства, качества, отношения, с учетом углубленного их изучения.
3. Введение в активный словарь ребенка понятий и слов, основанных на различиях, обобщениях, исключениях с учетом существенных признаков.
Представленные направления прослеживаются при построении словарной работы во всех возрастных группах и во всех видах организованной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Нужно отметить, что работа по расширению словарного запаса ребенка дошкольного возраста во всех видах организованной образовательной деятельности осуществляется в тесном взаимодействии с развитием когнитивной сферы.
Как говорилось выше, реализация программы по развитию и пополнению словарного запаса детей дошкольного возраста, проводится с опорой на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний ребенка о предметном мире. Поэтому необходимо придерживаться общих требований к методическому сопровождению к проведению занятий:
1. Единство словарной работы с развитием познавательной сферы ребенка.
2. Организованность и последовательность в речевой о когнитивной активности в процессе организованной образовательной деятельности.
3. Наличие наглядного и раздаточного материала с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
В итоге, у детей накапливается значительный объем пассивного и активного словарного запаса, который обеспечивает более объемное речевое взаимодействие со сверстниками, взрослыми, но и подводит к пониманию информации, которая поступает из других источников (литературные произведения, телевидение, интернет). Мы сейчас не затрагиваем вопрос о полезности и дозирования подобной информации. При данном подходе словарь ребенка отличается разнообразием тематических представлений, он характеризуется наличием в свободном речевом потоке всех частей речи и согласованности между ними, что позволяет описать речь ребенка дошкольного возраста, как содержательную, точную и выразительную.