Консультация для педагогов и родителей "Особенности фонетико-фонематического развития детей с нарушениями слуха
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, который подразумевает реализацию поставленных перед учителем – логопедом не только коррекционно - развивающих, но и воспитательных и образовательных задач. Данный педагогический процесс эффективно реализуется в условиях общеобразовательных организация дошкольного и школьного уровня. Но не менее эффективно логопедическое воздействие осуществляется и в работе с детьми с нарушениями слуха.
Частичное снижение слуха определяется термином «тугоухость», при данном
нарушении происходит затруднение в восприятие обращенной к ребенку речи, но возможно речевое общение с помощью слуха с использованием звукоусиливающих приборов и организации специальных условий с учетом данного дефекта.
При выраженном и стойком снижении слуховой функции происходит затруднение не только в восприятии обращенной к ребенку речи о стороны окружающих его взрослых и сверстников, но ведет к недоразвитию собственной экспрессивной речевой активности. При этом степень недоразвития речевой активности (экспрессивной) речи будет зависеть:
- от тяжести степени снижения слуха,
- от периода наступления тугоухости,
- от условий в которых растет и развивается ребенок.
Для детей со снижением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речевого развития, а именно:
- фонетико – фонематического восприятия;
- звукопроизношения;
- лексического строя речи;
- грамматического строя речи.
На ряду с нарушением общих компонентов речевого общения, у слабослышащих детей могут проявляться формы речевой патологии, которые могут быть не связаны с нарушением слухового восприятия (слуха):
- темп,
- ритм,
- ринолалия,
- заикание,
- дисграфия (все виды),
- дислексия (все виды),
- алалия,
- афазия.
При развитии фонетико – фонематической системы родного языка, у детей в норме, предполагается восприятие и воспроизведение ребенком четкого различения всех речевых звуков. При нарушении слуховой функции у детей эти процессы не могут формироваться в пределах нормального развития.
Дети, с наиболее легкой степенью тугоухости воспринимают и различают около 75% согласных звуков родного языка, которые произносятся обычным голосов непосредственно около уха ребенка. Но при увеличении расстояния от уха слуховое различение в восприятии согласных звуков значительно снижается. Понимание и различение обращенной речи окружающих к ребенку строится с опорой на целостные образы слов и фраз, имеющиеся в речевом запасе ребенка, такое понимание происходит за счет домысливания.
В ситуации, когда ребенок не имеет речевого опыта, не владеет связной речью, то такой вариант (домысливания) не используется им. В результате, дети, имеющие схожую степень тугоухости, но различные по уровню развития речи, дифференцируют речевые звуки по – разному.
Слуховая дифференциация звуков у слабослышащих детей не может позволить полноценно усвоить звукопроизношение. По этой причине формирование звукопроизношения у детей с нарушением слуха протекает с существенными отклонениями от звуковой нормы в целом. Происходит это из-за неполноценной работы речеслухового анализатора, который не осуществляет свою основную функцию в полном объеме по отношению к речедвигательному анализатору. Нарушение воспринимать тот или иной звук речи на слух, а тем более отдефференцировать его от сходных звуков, не позволяет ребенку самостоятельно овладеть его правильной артикуляцией. Стоит помнить, что у детей с нарушением слуха в той или иной степени может наблюдаться нарушение в строении речедвигательного анализатора, а также в его функционировании. Такое положение еще более усугубляет произносительную сторону речи ребенка.
Трудности в звукопроизношении у слабослышащих детей наблюдаются не только на уровне согласных звуков, но и на уровне гласных. Как говорилось выше, в основе данной проблемы лежит неполноценная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов. Нарушение звукопроизношения у слабослышащих детей имеет три формы.
1. Замены одних звуков речи другими (нарушение деятельности слухового анализатора). Замены наблюдаются гораздо чаще, чем искаженное звукопроизношение. Звуковые замены, которые наблюдаются в речи слабослышащего ребенка в дошкольном возрасте, как правило, имеют свое отражение в устной и письменной речи в младшем школьном возрасте.
2. Искажение, отсутствие свистящих, шипящих и сонорных звуков (нарушение деятельности речедвигательного аппарата, дефекты строения артикуляционного аппарата).
3. Нарушение звукопроизношения смешанного характера (нарушение деятельности слухового и речедвигательного анализаторов). В подобных случаях у ребенка наблюдается проблема нарушенного звукопроизношения с невозможным слуховым различением сходных звуков.
Надо отметить, что у детей с нарушениями слуховой функции в той или иной мере в большей степени наблюдаются нарушения звукопроизношения смешанного характера.
У слабослышащих детей фонетико – фонематические нарушения характеризуются резко выраженными затруднениями в слухоречевой дифференциации большинства фонем родного языка и в полиморфном нарушении звукопроизношения.