Консультация для педагогов и родителей "Особенности логопедической работы с детьми при нарушениях слуха
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Снижение слуховой функции у детей врожденного или приобретенного характера практически всегда приводят к нарушениям в речевом развитии. На ряду с нарушениями в развитии речи происходит снижении коммуникативной функции, что приводит к проблеме в социализации и взаимодействии с окружающим миром. Одним из важных условий для формирования успешной социализации и дальнейшего воспитательного и образовательного процесса является своевременный, грамотно спланированный маршрут логопедического, дефектологического воздействия и коррекционно – развивающей работы.
Вспомним, от каких критериев зависит уровень речевого развития детей со снижением слуха:
1. От степени нарушения слуховой функции. Чем тяжелее степень нарушения, тем сильнее страдает развитие речи ребенка.
2. От времени возникновения дефекта снижения слуха. Если ребенок уже появился на свет с тяжелой степенью снижения слуха или утратил слуховую функцию в период доречевого развития, то возможность усвоить речевые навыки не представляется возможным и общение будет происходить на языке жестов. Если проблемы со снижением слуха произошли в период после шестилетнего возраста, то речевая функция полностью не пропадает. Но в данных условиях пополнение и расширение словарного запаса ребенка не происходит, возникают проблемы в звукопроизношении, лексике, грамматике. Потому очень важно в этот период спланировать и осуществлять логопедическую и дефектологическую коррекционную работу.
3. От использования слуховых аппаратов. Подобные медицинские приборы значительно упрощают и улучшают жизнь ребенка и, особенно важно, позволяют ему приобрести и освоить речевые навыки, которые близки или на уровне с детьми не имеющих проблем со слухом.
Необходимо обозначить, какие проблемы в речевом развитии наблюдаются у слабослышащих детей:
1. Нарушения фонетико – фонематического развития, проявляющиеся в звукопроизносительных дефектах (искажения, отсутствие, замена звуков).
2. Нарушения в развитии пассивного и активного словарного запаса (обобщение, классификация, абстрактные понятия и т. д.).
3. Нарушение в смысловых понятиях (неточность в понимании слов, сужение их значения).
4. Нарушение в развитии навыков связного речевого высказывания (отсутствие полной фразовой речи и проблемы с построением простых и сложных предложений).
5. Нарушение в согласовании слов (стойкие аграмматичные высказывания).
Все вышеуказанные сложности в речевом развитии ребенка дошкольного возраста приводят к нарушениям устной и письменной речи в младшем школьном возрасте, которые проявляются в устной и письменной речи школьника.
Возникает вопрос, в чем особенности логопедического процесса со слабослышащими детьми. Любое логопедическое воздействие начинается с кропотливой логопедической диагностики, целью которой является определение уровня развития речи ребенка. Уже на основе полученных данных составляется индивидуальный логопедический маршрут коррекционно – развивающей работы. В идеале, создается медико – педагогический консилиум, результатом которого является создание не только педагогических, коррекционных условий, но и определение взаимодействия с узкими медицинскими специалистами, а также психологами, воспитателями, учителями и родителями.
Направления логопедической коррекционно – развивающей работы со слабослышащими детьми строится по следующим направлениям:
Во – первых, развитие понимания обращенной к ребенку речи (простых слов, фраз предложений).
Во – вторых, работа над звукопроизносительной стороной речи (формирование правильного произношения гласных и согласных звуков в определенной последовательности).
В – третьих, формирование навыка распознавания изолированных звуков, слов в свободной речи, работа над интонационной выразительностью.
В – четвертых, пополнение пассивного и активного словарного запаса (обогащение словарного запаса на основе лексических тем).
В – пятых, работа над грамматическим строем речи (профилактика и коррекция аграмматизмов).
В – шестых, обучение начальным навыкам грамоты, способности понимать прочитанный текст со стороны взрослого и собственного прочтения (если ребенок умеет читать).
В – седьмых, использование профилактических и коррекционных игр и упражнений при нарушениях устной (чтение) и письменной речи.
Стоит отметить, что индивидуальный логопедический коррекционно – развивающий маршрут должен изменяться, дополняться на протяжении всего периода логопедического воздействия с учетом достигнутых результатов ребенка.
Логопедическая работа со слабослышащими детьми должна проводится на постоянной каждодневной основе, так как закрепление полученных речевых навыков представляет собой трудоемкий длительный процесс. В этом процессе значительная роль отводится родителям, которым необходимо отрабатывать и подкреплять полученные на занятиях знания в домашних условиях.
В статье основное внимание уделяется значению логопедической работы со слабослышащими детьми, но надо помнить, что главный специалист в работе с данным дефектом – это сурдопедагог. Если учитель – логопед работает над развитием всех компонентов речевого развития, то воздействие сурдолога носит более широкий спектр коррекционной работы, а именно:
- развивать слуховое восприятие в целом,
- воспитывать и обучать слабослышащих детей,
- способствовать из социальной адаптации и реабилитации и т. д.
Как говорилось выше, коррекционная работа с детьми при нарушении слуха трудоемкий и длительный процесс. Но если, все участники процесса: сурдопедагог – логопед – родители будут активно в нем принимать участие и поддерживать взаимодействие, то результат приведет к более успешной социальной адаптации, воспитанию и обучению ребенка, имеющего подобное нарушение.