Логопедическое воздействие. Коррекционный или педагогический процесс?
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Статья для педагогов.
Под логопедическим воздействием принято понимать педагогический процесс в ходе которого осуществляется реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач. При организации логопедического воздействия основное внимание уделяется основным принципам дидактики, а именно:
- воспитания,
- обучения,
- научности,
- систематичности,
- последовательности,
- наглядности,
- сознательности,
- активности,
- прочности,
- индивидуальности.
Стоит отметить, что при планировании логопедического воздействия следует опираться и на специальные принципы коррекционной дидактики:
1. Специфика этиологии и механизмов речевых нарушений.
2. Специфика системности и структуры речевых нарушений.
3. Сочетание комплексного, дифференцированного, индивидуального подхода к коррекции речевых нарушений.
4. Соблюдение поэтапности в логопедическом воздействии.
5. Учет личностных особенностей.
6. Формирование речевой активности в естественных условиях общения.
7. Возможность использования обходного пути в процессе коррекции.
При коррекционной работе по устранению речевых нарушений нужно учитывать весь спектр этиологии, которая привела к их возникновению. К ним относятся следующие факторы:
- внешние;
- внутренние;
- биологические;
- социально – психологические.
В зависимости от характера этиологических факторов, которые стали причиной того или иного нарушения, по разному строится и работа по их коррекции.
Очень часто логопедическая коррекция (воздействие) сочетается с медикаментозным воздействием, что приводит к более положительной результативности. Содержание, механизмы логопедического воздействия могут отличаться вариативностью даже при одинаковых речевых нарушениях.
Логопедическое воздействие нужно рассматривать, как сложный, целенаправленный, организованный процесс, который с одержит в себе различные этапы. На планировании каждого этапа определяется своя цель, ставятся конкретные задачи и подбираются методы и приемы коррекционно-развивающей работы, характерные только для него. Более того, плавно и последовательно осуществляется переход от одного этапа к другому. Если рассматривать проблему нарушения звукопроизношения, то индивидуальная коррекционно-развивающая работа строится по следующим этапам:
1. Постановка проблемного звука.
2. Автоматизация проблемного звука.
3. Дифференциация проблемных звуков.
Не стоит забывать об онтогенетическом принципе при построении логопедического маршрута (воздействия), который учитывает закономерности, а главное, последовательность становления различных форм и речевых функций.
Если у ребенка, даже старшего дошкольного возраста, наблюдается нарушение звукопроизношения большого количества звуков (свистящие, шипящие, аффрикативные, сонорные), то последовательность логопедического воздействия должна определяться их появлением в онтогенетическом плане. Иными словами, не стоит переходить к постановке звуков более позднего онтогенеза (шипящих и сонорных), когда в речи наблюдается нарушение звукопроизношение звуков раннего онтогенеза (свистящих).
Процесс становления речевых навыков, форм и функций речи происходит в определенной последовательности:
1. От простого к сложному.
2. От конкретного к абстрактному.
3. От продуктивного к непродуктивному.
4. От ситуативного к контекстному.
5. От семантического к формальному.
При логопедической коррекционно-развивающей работе особое место занимает воздействие на личностные особенности ребенка в целом, с учетом индивидуальных особенностей детей, имеющих различные формы речевых расстройств, а также с учетом возрастных критериев.
Практикующим учителям-логопедом важно помнить, что построение логопедического индивидуального или группового коррекционно-развивающего маршрута планируется и осуществляется с учетом ведущей деятельности детей. Не стоит осуществлять свою работу с опережением, это не приведет к положительному результату, а наоборот, может приостановить развитие. С учетом ведущей деятельности ребенка, планируются различные варианты ситуаций речевого взаимодействия, как в образовательных организациях, так и в домашних условиях. Главным условием в качественном логопедической коррекции является тесное взаимодействие с родителями ребенка, с воспитателями и учителями. В идеале, учитель – логопед консультирует и информирует педагогов, работающих с ребенком и его ближайшее социальное окружение:
- о характере речевого нарушения;
- о целях, задачах и методах и приемах, поставленных перед самим учителем-логопедом, педагогами и семьей на каждом этапе коррекционно-развивающего процесса;
- о необходимости закрепления полученных речевых навыков не только в пределах логопедического кабинета, но и вне – организованная образовательная деятельность, уроки, родительское общение.
При соблюдении перечисленных факторов речевое развитие ребенка будет иметь положительные результаты, которые помогут ему в последующем обучении в школе.