+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Преодоление трудностей в овладении предлогами детьми с общим недоразвитием речи через дидактические игры и упражния

Автор: Шелухина Екатерина Владимировна, Лебедева Анна Валерьевна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов.

Предлоги (служебные слова) помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности, которые при нормальном развитии появляются после всех знаменательных частей речи.

Предлоги в составе речи играют важную организующую роль. Они занимают значительное место по частоте использования в языке. Одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8% всех слов. Классификация предлогов основана на морфологическом и историческом принципах.  По своему морфологическому составу предлоги распределяются на группы: простые, односложные и многосложные; учитывается при этом исторический момент их образования (происхождение из различных частей речи).

Большинство предлогов многозначно. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложных конструкциях, имеет различные значения.  Результаты исследований детской речи показывают, что по мере усвоения грамматического строя языка в речи ребенка появляется значительное число разнообразных предлогов в сочетании с разными косвенными падежами. По данным А. Н. Гвоздева, в шестилетнем возрасте при нормальном развитии ребенок использует 21 предлог. В речи ребенка встречаются обозначения следующих отношений: пространственных, временных, образа действия, цели, совместности действия, принадлежности. Но при всем разнообразии обозначаемых отношений особое место занимают предлоги, обозначающие пространственные отношения.

     Для детей с общим недоразвитием речи характерными являются следующие ошибки:

  • пропуск  или замена предлогов;
  • неправильное употребление предлога;
  • смешение предлогов.

В логопедической практике дошкольников широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь детей. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребёнка, вызывает у него активность, фантазии, воображение. Всё это способствует повышению мотивации дошкольников и эффективности коррекционной работы. Представленный речевой материал может быть использован в работе с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Предлог «на»

Игра «Куда села муха?»

Цель: закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом «на».

Логопед держит в руке игрушку - муху или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села муха?».

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

Упражнение «Придумай предложение»

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам.

Логопед предлагает  ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом».  При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась на большую ветку.

Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

Игра «Кто на чём поедет?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на».

Логопед раздаёт детям картинки из лото «Транспорт»  с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопросы логопеда: «На чём ты поедешь», выделяя голосом «на».

Образец ответа: Я поеду на машине и т. д.

Игра  «Кубики-помощники»

Цель: правильно употреблять в речи предлоги, составлять предложения с предлогами.

На стол ставятся кубики с персонажем, действием и предметом, а ребёнок выбирает нужный предмет.

Например: «дедушка», «сидит», «диван». Ребёнок ставит предлог «на».

Предлог «в»

Игра «Где что растет?»

Цель: закрепление навыка употребления существительных с предлогом.

На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота;  справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы и др.

Логопед говорит:  «Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места туда, где они растут. Где растут овощи?» (Овощи растут на огороде). Картинка с овощами располагается около изображения огорода и т.д.

Аналогичным образом проводятся игры  «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

Предлог «под»

Упражнение «Что на ёлке, кто под ёлкой?»

Цель: закрепление предложных конструкций.

Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки  и просит ответить на вопрос: «Что на ёлке, кто под ёлкой?».

Например:

- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин...)

- Под ёлкой заяц (девочка, мальчик, Дед Мороз...)

Дифференциация предлогов «на», «в», «под»

Игра «Помоги Незнайке»

Цель: учить детей  вставлять в предложение пропущенный предлог.

Логопед просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении, затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»:

Пчела села … цветок.

Папа лежит … диване.

… грядке поспели помидоры.

Мама убирает … комнате.

… подоконнике стоят красивые цветы.

Дети играли … поляне.

… окном растет куст сирени.

Ласточки свили гнездо … крышей.

Мама хранила стиральный порошок … мойкой.

Пластмассовый таз стоял … ванной.

Алеша увидел … креслом  большого паука.

Игра  «Зашифрованное предложение»

Цель: обучение чтению графических схем с предлогами, использование этих предлогов в речи при составлении предложений.

Логопед предлагает детям «прочитать» предложение. Например, карточка (кошка - схема предлога «из – под»  - шляпа). Ребёнок составляет предложение: «Кошка выглядывает из - под шляпы». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные предложения с известными ему предлогами.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: закрепление понимания и употребления предлогов.

Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово - помощник. Ребенок, возвращая мяч, называет предложение. Например:

- Девочка, на     ----------- Девочка сидит на стуле.

- Веник, под       -----------

- Коврик, под    -----------

- Посуда, на      -----------

Игра «Бросай-ка»

Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.

Игра «Посмотри и назови»

Цель:  уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами  (НА, В, ПОД, и др.);  учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.

Логопед расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы  и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит ребёнка назвать только те предметы, про которые можно составить предложение  с «маленьким словом» «на» («под», «в»).

Данные игры могут применять воспитатели логопедических групп на вечерних занятиях по заданию логопеда. Овладение предложными конструкциями является одним из ключевых моментов в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.