Развитие мозжечка как части мозга, отвечающей за автоматизацию звуков речи
Автор: Мерзлякова Александра Сергеевна
Развитие мозжечка, как части мозга, отвечающей за автоматизацию звуков речи
Мы совсем позабыли про дворовые игры по целому ряду причин, проще дать чаду телефон или планшет, и чтобы ребенок нам не мешал. А ведь классики, «резиночки», скакалки, «горячая картошка», «вышибалы» и другие игры с мячом были для детворы нейродинамической гимнастикой, которая развивала внимание, ловкость, моторику, интегрированное межполушарное взаимодействие — основу развития интеллекта.
Мозжечок - "малый мозг", это часть мозга, отвечающая за равновесие, за способность ребенка к обучению, за моторное планирование (движений и речи), автоматизацию звуков в речи.
Давайте разберёмся, кому показано развитие мозжечка? Всем.
Всем тем, у кого:
- позднее начало самостоятельной ходьбы, пропуск стадии ползания;
- позднее начало речи (в год не говорил);
- высокая возбудимость, утомляемость ребёнка, сложности с самоконтролем;
- отвлекаемость, трудности с концентрацией;
- плохая память;
- пониженная успеваемость;
- нарушения в поведении, изменчивость настроения, импульсивность;
- нарушения координации движений (неуклюжесть, неловкость, сложности в активных играх), отставание в моторном развитии;
- есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ);
- есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, последствия минимальной мозговой дисфункции, ДЦП.
Как же развивать мозжечок дома?
1. Доска-балансир. Доски-балансиры стали доступнее. Их можно использовать, автоматизируя звуки по домашним заданиям логопеда, когда учишь стихотворение, пересказываешь текст рассказа и т.д.
Ребёнок стоит на балансировочной доске и при этом:
- ловит и кидает взрослому мешочки, набитые крупой (мешочки с разным весом);
- подкидывает вверх и ловит мешочек двумя и одной рукой;
- отбивает подвешенный мячик то одной, то двумя руками;
- кидает мешочки и мячик в мишень на стене и на полу;
- отбивает мячик на резинке от наклонной доски;
- отбивает мячик ракеткой;
- залезает и слезает на доску с разных сторон;
- садится «по-турецки» на доску с пола или из положения стоя на доске;
- имитирует плавательные, вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди;
- нагибается, дотягивается руками до пола и т. д.
2. Всем известные - Качели. Особенно качели-паутинки, гамаки.
На них можно качаться сидя, стоя, лёжа на спине, лёжа на животе, на боку, головой назад, головой вперёд.
3. Фитболы.
Качания на фитболе сидя или лёжа, доставая предметы с пола, сортируя их. На что хватит фантазии.
4. Бордюры во дворе, скакалка, разложенная на полу, или прямаях линия, приклеенная цветным скотчем к полу.
Ребёнку нужно пройти по прямой, удерживая равновесие.
5. Лошадки-качалки во дворе (пока ещё можно).
6. Беговелы, велосипеды.
Тут и межполушарное взаимодействие, и развитие мозжечка.
7. Батуты и прыжки на кровати.
Все упражнения полезны для гармоничного развития мозга детей, и, как следствие, являются базой дальнейшего успешного обучения в школе.