Конспект логопедического интегрированного занятия в подготовительной группе "Осенний кадейдоскоп
Автор: Челнокова Марина Николаевна
Цель: Создать условия для развития связной речи
ЗАДАЧИ: Коррекционно – образовательные: Расширить, уточнить словарь по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты»; · Активизировать словарь детей по теме занятия; · Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; · Совершенствовать навыки работы над интонационной стороной речи; · Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности, эстетическое отношение к природе. Здоровьесберегаюшие: · создание эмоционального комфорта и психологической безопасности. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие. Оборудование: мультимедийная доска, магнитофон, корзина с листьями, шишками; музыкальные инструменты; палочки-клавесы, наборы для составления схемы предложения, музыкальные инструменты, костюм осени. ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент: Звучит музыка. В гости к детям приходит Осень (логопед в костюме Осени). ЛОГОПЕД: Здравствуйте дети! Я – Осень. Я пришла к вам в гости. Рады вы моему приходу? ДЕТИ: Да! ЛОГОПЕД: Скоро наступит зима и мне надо будет уступить ей свои права. Хочется мне с вами на прощание повеселиться, поиграть да посмотреть, что вы про меня знаете. II. Основная часть: 1. ПАНТОМИМИКА. ЛОГОПЕД: (На мультимедийной доске пиктограмма – «радость») - Дети, расскажите, чем же хороша осень? ДЕТИ: Осенью поспевает урожай. Осенью красивые разноцветные листья на деревьях. Осенью заготавливают припасы на зиму. Осенью надеваем нарядную теплую одежду. Осенью делимся впечатлениями о проведенном отпуске с родителями. Осенью цветут на клумбах красивые цветы и т. д. Давайте еще раз посмотрим на доске ваши ответы. ЛОГОПЕД: А что грустного осенью? (на мультимедийной доске пиктограмма – «грусть») ДЕТИ: Осенью идут дожди. Осенью день становится короче и быстро темнеет. Осенью дуют холодные ветры. Осенью нужно одеваться теплее. Осенью нельзя загорать и купаться. Осенью мало солнечных дней и т.д. Смотрят на доске картинки. А вы знаете каким еще может быть настроение? 2. Работа над интонационной стороной речи Сказать скороговорку с разным настроением. Котик ниток клубок укатил в уголок. Мед медведь в лесу нашел, мало меда много пчел. От топота копыт пыль по полю летит. Под ногами в листопад листья желтые шуршат. Шесть мышат в камышах шуршат. ЛОГОПЕД: Давайте отправимся в осенний лес 3. ФИЗМИНУТКА — ЛОГОРИТМИКА ЛОГОПЕД: Вводная ходьба: «По дорожке» (дети выполняют движения по тексту)
Друг за другом мы идем, ножки поднимаем, И в страну волшебную весело шагаем. (идут высоко поднимая колени) Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки. (идут на носочках) Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит. Он сбивает нас с пути: «Хватит ветер, не шуми». (вращение туловищем вправо и влево) По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (Поскоки на правой ноге) И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (Поскоки на левой ноге) По тропинке мы, легко, весело бежали. (Бег на месте) Вот страна волшебная, мы тебя узнали! (бегут и машут руками) 4. МАССАЖ РУК ЛОГОПЕД: (Звучит музыка «пение птиц») - Вот мы и попали в осенний лес. Что это там под кустом? (корзина с шишками). - Наверно, это Ёжик сделал нам подарок. (Логопед раздает детям по одной сосновой шишке из корзинки, одну оставляет себе). - Дети, что у вас в руках? (сосновые шишки). Давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. (Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью): Вы, сосновые шишки, Шишки- малышки! Дайте всем вы ребятишкам- И девчонкам и мальчишкам Силу и здоровье, Ловкость, красоту, Радость и веселье, Умидоброту! Смотрите, там ещё одна корзинка. Это от зайчиков сюрприз. Что в ней? листья Возьмите по листочку, И скажите, чей это лист? С какого дерева? - Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек. Садитесь на свои места. 6. Мы с вами выучили стихотворение о том, какие звуки можно услышать в лесу. Но прежде, чем мы его расскажем давайте разогреем наши язычки. Артикуляционная гимнастика «В лесу» • «Язычок в чаще» Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. • «Мелькает беличий хвостик» Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны. • «Очень вкусная брусника» Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу. • «Почистим зубки» Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались. 7. Игра «Музыкальные палочки» Отхлопывание палочками-клавесами ритмического рисунка, изображённого на мультимедийной доске. 8. Звуки леса Давайте попробуем изобразить какие звуки можно услышать в лесу с помощью музыкальных инструментов. Стихотворение «В лесу» ( сначала дети проговаривают все стихотворение, а потом озвучивают музыкальными инструментами) Ранним утром на рассвете: «Шур- шур- шур, 1.Шуршать ладошками в ритме » ти-ти-та» Шур- шур- шур» 2.Маракасы в ритме » ти-ти-та« То ли аист ,то ли ветер «Шур- шур- шур, 1.Шуршать ладошками в ритме » ти-ти-та» Шур- шур- шур» 2.Маракасы в ритме » ти-ти-та« Пролетел среди берез: «А-а, А-а!» 1.Спеть от низкого звука к высокому Новость свежую принес: «А-а, А-а!» 2.На металлофоне глиссандо снизу вверх И по лесу слухи, слухи: «Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!» 1.Высоким звонким голосом Полетели словно мухи: «Дзынь, дзынь, дзынь, дзынь!» 2. На бубне удар и тремоло Покатился лесом гул: «Гу-гу-гу, 1.Низким голосом в ритме „ти-ти-ТА“ Гу-гу-гу!» 2. На барабане двумя палочками То спросонок лес вздохнул 1.Вдох носом, продолжительный выдох. И посыпалась роса: треугольник «Динь-динь-динь, 1.Светлым и высоким голосом „ти-ти-ТА“ Динь-динь-динь!» 2. Треугольник в ритме «ти-ти-ТА» Зазвучали голоса: 1. Дружно произносят «А-А-А» «А-а-а, А-а-а!»
9. Ребята, а вы знаете, что осень богата своим урожаем? А урожай чего собирают осенью? (овощей, фруктов, грибов, ягод) Давайте поиграем в игру- «Четвёртый лишний» на мультимедийной доске.
10. Составление предложений по двум предметным картинкам и составление графической схемы.
11. Итог занятия. Ребята, вы такие молодцы, так много обо мне знаете и помните. Хочу вам на прощание и память обо мне оставить золотые монеты. Награждение детей. Встретимся в следующем году!
Литература:
|