+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звука [с] и [ш] для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Чайка Валерия Сергеевна

Конспект

подгруппового  занятия по дифференциации звука [с] и [ш] для детей старшего дошкольного

возраста с ОНР

Тема: Звуки [с] и [ш]

Этап: дифференциация

Цель: обучение правильному произношению звука [c]и [ш]

Задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

– уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ш];

– установить различия по звонкости– глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;

– совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

– актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать и активизировать их лексикон по теме “Весна;

– совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);

– развивать слуховую память и внимание, мелкую моторику, мышление;

– формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.

Коррекционно-образовательные:

– развивать орфографическую зоркость;

– закрепить правописание гласных после шипящих;

– повторить правила написания предложения.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать положительную учебную мотивацию;

– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.

Оборудование: тетради, карандаши, мультимедийный проектор, компьютерная программа “Учимся говорить правильно”, звуковые линейки, презентация к занятию.

Оборудование: карта Звукограда, схема звукового анализа, картинки для чистоговорок, символы гласных звуков (см. приложения), мяч, костюм колдуньи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия:

Вводная часть

1) Организационный момент…………………………………………………………1 мин

2) Сообщение темы……………………………………………………………………2 мин

Основная часть

3) Артикуляционная гимнастика упражнения: «Улыбочка», «Хоботок», «Заборчик»

…………………………………………………………………………………….……2 мин

4) Дыхательная гимнастика « Полосочки»…………………………………………..1  мин

5) Уточнение артикуляции…………………………………………………………..2,5 мин

6) Упражнение «Загадка»…………………………………………………………....2 мин

7) Дифференциация звуков [с] и [ш] упражнение «Станция игровая»…………...2 мин

8) Дифференциация в слогах Упражнение « Подружи звуки»…………………….2 мин

9) Развитие фонематического восприятия Упражнение

 « Учимся говорить правильно»……………………………………………………..2 мин

10) Развитие памяти Упражнение « Запоминайкино»……………………………..2 мин

11) Физминутка для глаз «Весенняя зарисовка»…………………………………...1мин

12) Развитие графо - моторных навыков Упражнение « Графическая»…………..2 мин

13) Развитие мышления и внимания Упражнение « Ребусы»……………………..1 мин

14) Развитие анализа и синтеза Упражнение « Станция »…………………………1 мин

Заключительная часть

15) Итог занятия………………………………………………………………………1 мин

Время занятия: 25, 5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент.

 

 

– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.

 

Сообщение темы

 

– Сегодня мы с вами отправляемся вместе с “Паровозиком из Ромашково” в увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Вы согласны отправиться вместе со мной?

– Сядьте прямо, спинки ровные, руки на парте, наше путешествие начинается.

– Чтобы узнать тему нашего занятия-путешествия, вам необходимо отгадать загадки.

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр,

На прогулку мы наденем

Этот головной убор. (Шапка)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Работяга – … (Самолёт)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это-…  (Снегири)

Дорожка сшита – связана,

Постирана, разглажена.

Антошу охраняет,

Холод отгоняет.  (Шарф)

В этом доме этажи

Называют полками,

Тут бельё моё лежит,

Кофточки с футболками.  (Шкаф)

Ты весь мир обогреваешь,

А усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все – … (Солнце)

Артикуляционная гимнастика упражнения:  «Улыбочка», «Хоботок», «Заборчик»

 

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

 

 

Дыхательная гимнастика « Полосочки»

 

 А сейчас подуем на полосочки

 

Уточнение артикуляции

 

Молодцы. Выделите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов, какие чаще всего вы назвали? (звуки С-Ш).

– С какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуками С-Ш). Мы будем учиться их различать.

– Что происходит со словом при замене одного звука на другой? (меняется смысл, значение слова).

– А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы правильно писать слова).

– Дайте пожалуйста характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

– Дайте пожалуйста характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

– Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам поможет артикуляционный профиль. Внимательно посмотрите на экран.

– Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука С

– Назовите, как располагаются органы артикуляции при произнесении звука Ш

– Скажите, пожалуйста, чем же они отличаются? (положением языка, подъемом языка)

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

– Молодцы. Двигаемся дальше.

Упражнение «Загадка»

 

– А сейчас мы прибыли с вами на станцию “Игровая”.

– Давайте немного поиграем. В роли язычка будут выступать наши ладошки. Когда я буду произносить звук С, язычок опускается вниз, когда я произнесу звук Ш, кончик язычка поднимается вверх.

Ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша.

Са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Ша-ша-ша, уши, шея и душа.

 

Дифференциация звуков [с] и [ш] упражнение «Станция игровая»……..

 

Звук С на письме записывается буквой эС, а буква эС очень похожа на кусочек сыра.

– Звук Ш на письме записывается буквой Ша, а буква Ша очень похожа на шкаф.

– На что похожа буква эС?

– На что похожа буква Ша?

 

 

Дифференциация в слогах Упражнение « Подружи звуки»

 

– Перейдите пожалуйста к компьютерам. Вам необходимо разложить предметы в по корзинам обозначенными звуками С и Ш.– Двигаемся дальше. Мы прибыли на станцию “Запоминайкино”.

 

 

 

Развитие фонематического восприятия Упражнение « Учимся говорить правильно»

– Сейчас я хочу проверить вашу память. Я назову ряд слов, а вы должны постараться запомнить их и повторить. Определить к какому времени года они относятся.Мороз, сугробы, вьюга – какому времени года относятся эти слова? (к зиме)
Листопад, дожди, туман (к осени)
Жара, солнце, радуга (к лету)
Сосульки, проталины, подснежник, ручейки (к весне).