+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Чайка Валерия Сергеевна

Индивидуального занятия по постановке звука Ш для детей старшего дошкольного

возраста с ОНР

Тема: Звук [ш]

Этап: постановка

Цель: обучение правильному произношению звука [ш]

Задачи:

 Образовательные:

1) развивать речевую моторику;

2) развить фонематический слух;

3) развить точные движения кистей рук.

Коррекционно-развивающие:

1) обучать правильному произношению звука [Ш].

2) уточнить артикуляцию звука [Ш].

Воспитательные:

1) воспитывать правильное речевое общение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия:

Вводная часть

1) Организационный момент. Пальчиковая гимнастика

« Лягушонок»…………………………………………………………………….2 мин

Основная часть

2) Сообщение темы……………………………………………………………...30 сек

3) Артикуляционная гимнастика упражнения:  «Улыбка», «Рупор», «Блинчик»

«Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Фокус»……………3 мин

4) Дыхательная гимнастика « Листики»……………………………………….1 мин

5) Уточнение артикуляции……………………………………………………..1,5 мин

6) Постановка звука [ш] механическим способом……………………………..3 мин

7) Физминутка упражнение « Магазин» ………………………………………2 мин

8) Игра ««Чудесная поляна»……………………………………………………1,5 мин

Заключительная часть

9) Итог занятия. Поощрение……………………………………………………1, 5 мин

Время занятия: 16 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

           Организационный момент

Посмотри у нас сегодня в гостях веселый лягушонок, а это болото, в котором он живет. Давай поможем лягушонку перепрыгнуть с листика на листик. (Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками проворачивая кисть влево, вправо)

Прыг, скок, прыг, скок,

Я с листочка на листок,

Я – веселая лягушка,

Ваша милая подружка.

 

 

           Сообщение темы

 

 

 

Тема нашего занятия постановка звука [Ш].

 

 

Артикуляционная гимнастика упражнения:  «Улыбка», «Рупор», «Блинчик»

«Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Фокус»

 

 

Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью.  По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик»  Конечно Квак  пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье».  Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал.

«Улыбка» (полоска)

«Рупор» (волна)

«Блинчик» (круг)

«Вкусное варенье» (вертикальные полоски)

«Чашечка» (полукруг)

«Маляр» (зигзаги)

«Лошадка» (тычки)

«Фокус» (спираль)

 

 

Дыхательная гимнастика « Листики»

 

   Мы сейчас с тобой поиграем с язычком и щечками.  Вышел язычок на улицу, а там ветер

    Ветер дует нам в лицо, (дуть, махи руками в лицо – сильная струя)

    Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо- влево)

    Ветер тише, тише, тише (дуть махи руками в лицо – слабая струя)

    Деревце все выше, выше (потянуться, руки вверх).

 

Уточнение артикуляции

 

 

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта ?

 

 

Постановка звука [ш] механическим способом

Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается взвук [Ш].

Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш – Ш — Ш –Ш – Ш — Ш — Ш.

(ребенок схематически изображает, как ползет уж)

 

Физминутка упражнение « Магазин»

 

 

Не пора ли нам немного отдохнуть и прогуляться в магазин? А чтобы успеть до закрытия мы с тобой полетим (произнося звук «ш» летим на самолете, а теперь поедем на машине (показываем как работает двигатель) и т.д, смотря какие звуки у ребенка уже есть. (подводим ребенка к импровизированной витрине). Как можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки). Положи в свою тележку только те игрушки, в названиях которых есть звук Ш, четко произнеси его. Ребенок называет все что он выбрал. Нас с тобой попросили о помощи, нам необходимо помочь оформить эту витрину. Ну первую полочку мы с тобой поставим все игрушки, где звук «Ш» стоит в начале слов (шкаф, шар). На вторую полочку – где «Ш в середине слова (лягушка, пушка), третий ряд – звук «Ш» в конце слова (душ, мышь).

 

 

 

Игра ««Чудесная поляна»

 

На столе лежат предметные картинки, ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те, в названии которого есть звук [Ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносит звук [Ш].

 

 

Итог занятия. Поощрение

 

- Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал!

 

Время занятия: 16 минут