Связная речь. Старший дошкольный возраст
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Прежде чем начинать разговор о связной речи необходимо обратиться к определению данного термина. Под связной речью принято понимать изложение развернутого высказывания, которое имеет конкретное содержание. Связное речевое высказывание характеризуется точностью, образностью и грамотностью словесного оформления. Стоит отметить, что связная речь – это в первую очередь мысли, которые расположены в определенной последовательности и связаны между собой. Мысли при этом выражаются и излагаются с помощью использования точных словесных высказываний в виде предложений и соответствуют нормам русского языка.
Связная речь, в свою очередь, бывает монологического и диалогического характера и каждый вид отличается своей особенностью.
Под диалогом понимается устное высказывание (реплики, вопросы, ответы) между двумя и более лицами. Диалогическая речь в дошкольном возрасте наполнена односложными и неполными ответами, в которых встречается большое количество междометий и широко используется жестикуляция. Но, чтобы овладеть такой «простой» речью, ребенку нужно научиться правильно формулировать и задавать свои вопросы и пожелания, споры и рассуждения. Большую роль в формировании диалоговой речи у дошкольника играет уровень его социализации в группе, ведь во многих случаях диалог носит характер спора, где нужно четко и мотивированно отстаивать свою позицию.
Под монологическим высказыванием подразумевается речь, которую произносит один человек. Монолог – это высшее проявление устной речи, и оно доступно не каждому дошкольнику. Монологическое высказывание характеризуется последовательным и развернутым изложением собственных мыслей. Отдельные повествовательные звенья должны быть четко взаимосвязаны между собой. При монологическом высказывании необходимо формировать произвольное умение сосредотачивать свои мысли на главном, при этом недопустимо отвлекаться на мелкую детализацию. В свою очередь, монологическое высказывание отличается своей живостью и эмоциональностью.
Развитие связной речи – одна из основных и значимых задач, которая стоит перед педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. В ходе педагогического опыта установлено, что без обучения и развития всех компонентов связной речи, дошкольники крайне редко осваивают данный вид речевой активности, а именно: описание, повествование, рассуждение. С психологической точки зрения этот вид речи отличается сложностью по сравнению с разговорной речью.
Как говорилось выше, связное высказывание – это последовательное, четко структурированное изложение собственных мыслей ребенка, иначе говоря, продолжение мыслительного процесса. В речевом связном высказывании выражены мыслительная и логическая активность детей дошкольного возраста, способность воспринимать и анализировать услышанное. По тому, как ребенок дошкольного возраста способен строить свои высказывания, можно определить на каком уровне развития находится его речь.
Основная задача развития связной речи детей дошкольного возраста – это работа над коммуникативными навыками. Работа над данной задачей осуществляется либо через диалогическую форму речевого высказывания, либо через монологическую.
Какие трудности встречаются при развитии связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста? Выделяются общие речевые недостатки:
- ограничение лексического запаса у ребенка, как правило, в пределах обиходно – бытовой тематики и неточное использование слов в контекстной речи;
- присутствие в речи существительных и глаголов, что позволяет построить исключительно высказывания в виде простых предложений;
- искажение падежных окончаний, смешивание разных видовых и временных глагольных форм (аграмматизмы);
- отсутствие навыка словообразования;
- искажение звукопроизносительной стороны речи, нарушение слоговой структуры слов.
К каким речевым показателям в дошкольном возрасте нужно стремиться:
1. Формировать у ребенка дошкольного возраста осмысленное и последовательное речевое высказывание, на ряду, с пониманием сказанного.
2. Развивать лексический запас ребенка и способствовать активным речевым высказываниям, которые содержат в себе не только существительные и глаголы, но и прилагательные, а также антонимы и синонимы.
3. Подчинять речь определенному временному и эмоциональному ритму (отсутствие в высказываниях ребенка длительных пауз и сохранение интонационной выразительности речи).
На данной момент существует множество методической литературы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Но есть общие моменты, которые объединяют педагогический опыт многих авторов: начальные самостоятельные высказывания дошкольника должны быть небольшим и связаны с реальными жизненными ситуациями. Все речевые высказывания необходимо подкреплять наглядностью (использование иллюстраций и схем) и положительной оценкой со стороны взрослого, что поможет ребенку поднять мотивацию к выполнению поставленных перед ним задач. Все методики строятся на принципе от простого к сложному (материал дается с небольшими усложнениями). В ходе посильного, для дошкольника, усложнения предлагаемого материала они начинают проявлять больше самостоятельности в составлении фраз, а потом предложений.
Но работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста будет неполноценной без подкрепления полученных знаний в домашних условиях. И это задача родителей. В семье для ребенка необходимо создание таких условий, чтобы он испытывал потребность, а еще более важно, удовлетворенность от общения с окружающими его близкими. Необходимо, чтобы дошкольник получал от родных не только новые знания, но у учился правильно излагать свои мысли. Для этого родителям нужно следить, чтобы их собственная речь служила правильным речевым образцом в звукопроизносительном, грамматическом и интонационном оформлении. В результате совместного воздействия уровень сформированности связной речи у дошкольника повысится, что будет способствовать дальнейшему освоению образовательных программ не только в дошкольном учреждении, но и школе.