Формирование коммуникативных умений как основа речевого развития дошкольника
Автор: Ильина Светлана Евгеньевына
Формирование коммуникативных умений как основа речевого
развития дошкольника.
Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь прежде
всего, средство высказывания и понимания, поэтому она влияет на уровень развития коммуникативных умений.
Коммуникативные умения представляют собой достаточно сложную
группу качеств, в которую входят: желание и умение сообща играть,
трудиться и просто общаться, считаться с интересами и замыслами
товарищей, добиваться общей цели, оказывать помощь друг другу, проявлять организованность и ответственное отношение к поручениям и обязанностям, заботу об общем деле, дружеское расположение.
Е. В. Клюев отмечает, что речевая коммуникация – это общение людей, которое в широком смысле слова представляет собой их взаимодействие в целях обмена информацией (письмо, чтение и т.д.), а не только беседу или разговор. Осуществляется процесс коммуникации посредством речевой деятельности человека с использованием вербальных и невербальных средств.
Невербальная коммуникация, по мнению Е. В. Клюева, представляет
собой систему знаков, символов, которые используются для передачи
сообщения и предназначена для его более полного понимания. Невербальная коммуникация не зависит от социально-психологических и психологических
качеств личности, имеет определенный круг значений и ее можно описать
как специфическую знаковую систему.
Таким образом, коммуникативная функция речи – это ее главная
функция. Данное утверждение не требует доказательств, т.к язык и речь
исторически возникли и, главным образом, развивались у людей в
филогенезе для обеспечения обмена информацией или для их общения друг с
другом. Кроме того, появление речи у детей раннего возраста предполагает
ее использование в течение длительного времени в качестве средства обмена
информацией. И, наконец, больше всего времени люди тратят на общение
друг с другом, используя речь. У вербальной коммуникации главной
знаковой системой является язык. Язык – оптимальное средство общения и
выражения человеческого мышления.
Первое значение: речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека, предполагает использование языка как средства общения с другими людьми. То есть речь - это конкретная деятельность человека, которая выражается в устной или письменной форме.
Такие ученые как Л.С. Выготский, М.И. Лисина и другие, занимавшиеся проблемой развития коммуникации старших дошкольников, считают, что главным условием для становления психических способностей и качеств ребенка, а именно речи, воображения, мышления, самооценки, является общение ребенка со взрослым. Такое общение приобщает детей к опыту человечества. Дошкольники посредством такого общения обмениваются знаниями, обогащают свой жизненный опыт. Как мы успели заметить, современные дети неохотно идут на контакт, не могут понятно для окружающих выразить свою мысль, у таких детей слабо разработан речедвигательный аппарат. Коммуникативные способности необходимы, так как все мы находимся в социуме и так или иначе взаимодействуем с ним. Зачастую взрослые не понимают всей важности звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком сегодня вряд ли можно назвать общением. В современном мире это общение чаще кратковременное, формальное и поверхностное: проявляется в виде замечаний, указаний, инструкций. В том случае, когда у малыша не удовлетворилась потребность в общении со взрослыми, начинают проявляться всевозможные отклонения в поведении дошкольников: неуверенность при новых начинаниях, тяжелая адаптация в дошкольном учреждении, огромное количество страхов, тревожность и агрессивность, снижение показателей их речевой и познавательной активности.
Известный психолог М.И. Лисина отмечала, что, начиная от раннего и до конца дошкольного возраста общение между детьми проходит значительные изменения по всем категориям: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. От двух до семи лет выделяются два перелома; первый отмечается приблизительно в четыре года, второй – около шести лет. Первый перелом мы можем наблюдать тогда, когда в жизни ребенка большую роль начинают играть другие дети. В этот период дошкольники начинают открыто предпочитать одиночную игру либо общество других детей взрослому. 80 Во время второго перелома, по мнению М.И. Лисиной, происходит появление избирательных привязанностей, дружбы; возникают более устойчивые и глубокие отношений между дошкольниками. Эти переломы можно считать временными границами 3-х этапов в развитии общения детей. Эти этапы (также как и этапы со сферой общения со взрослым) получили название «формы общения дошкольников со сверстниками». По мнению М.И. Лисиной, первой формой является эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). На втором году у дошкольников мы замечаем заинтересованность к другому ребенку, дошкольник уделяет повышенное внимание к действиям сверстника, а к концу второго года возникает желание привлечь внимание сверстника к себе, показать свои результаты и увидеть его ответную реакцию. На представленном этапе дети общаются без предметных действий, общение происходит само по себе. Вторая форма общения сверстников, которую выделяет М.И. Лисина, – ситуативно-деловая. Данная форма складывается приблизительно к четырем годам и до шести лет. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная – дошкольники преимущественно играют вместе, а не по одному. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты совместным делом, они согласовывают свои действия с действиями партнеров и учитывают активность сверстников для достижения общей цели. Такое взаимодействие между детьми получило название сотрудничества. По мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей дошкольного возраста появляется новая форма общения, которая получила название «внеситуативно-деловая». К шести-семи годам значительно увеличивается количество внеситуативных контактов. Дети начинают рассказывать друг другу о том, где они отдыхали и что нового увидели, делятся своими впечатлениями и эмоциями [4]. Итак, социальная ситуация развития старшего дошкольника усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается главным в жизни ребенка, но взаимоотношения с ним кардинально меняются. В раннем возрасте ребенок общается исключительно с близкими взрослыми, как только ребенок немного подрастает, он вступает в отношения с более широким социальным миром. Появляется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками. Общение дошкольников со сверстниками можно описать рядом характерных особенностей, которые отличают его от общения со взрослыми. Как отмечает Е.О. Смирнова, первой и самой важной отличительной чертой является огромное разнообразие коммуникативных действий. Ребенок может спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать и т.д. Такие сложные формы поведения, как симулирование, стремление сделать вид, выразить обиду впервые появляются именно в общении с другими детьми. Вторая яркая черта общения сверстников, как считала Е.О. Смирнова, состоит в его особо яркой эмоциональной насыщенности. При общении со сверстниками мы наблюдаем у дошкольника намного больше эмоций, чем при общении со взрослым, это самые разнообразные эмоциональные состояния – от злостного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до агрессии. Третья отличительная особенность контактов детей состоит в том, что они нестандартны. Если при взаимодействии со взрослым даже малыши соблюдают определенные общепринятые нормы поведения, то при общении со сверстником дошкольники не соблюдают нормы поведения. Они могут использовать самые неожиданные действия и движения: дети скачут, изображают различные позы, делают гримасы и т.д. Еще одной особенностью общения сверстников является то, что инициативные действия берут верх над ответными. Особенно отчетливо это замечается, когда невозможно продолжить и развить диалог, так как отсутствует ответная реакция партнера. 81 Для дошкольника намного важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он чаще всего не замечает и не поддерживает. Таким образом, рассмотренные выше особенности общения раскрывают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Итак, понимание коммуникации подводит педагогов к пониманию того, что все таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков. Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильная организация методологии развития процесса способна дать эффективный результат.
Список литературы :
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика. Синтез, 2002. 272 с. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии : учеб.пособие / Л.С. Выготский. Изд. «Союз», 2007. 110 с. 3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: учеб. пособие / М.И. Лисина. М.: «Педагогика», 2007. 160 с. 4. Лисина М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное / М.И. Лисина. М., 2005. 38 с. 5. Мухина В.С. Под ред. Венгера Л.А. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.