+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Общие основания подбора игрового материала в ДОУ в группах компенсирующей направленности

Автор: Бурцева Татьяна Алексеевна

Общие основания подбора игрового материала в группах компенсирующей направленности

Появившиеся в последнее десятилетие разные образовательные программы (и методические пособия к ним) дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Чрезмерная конкретизация рекомендуемых материалов и оборудования "под программу" уменьшает свободу маневра для воспитателя.

Педагог должен уметь критически реагировать на ситуацию, подбирать материал, исходя из его развивающей ценности.

Педагогу нужны самоограничения: стремление к разумному оптимуму в насыщении среды материалами. Действительно, отсутствие ясных ориентиров приводит к тому, что зачастую в групповых помещениях детского сада много избыточного материала, и в то же время многого недостает. Это положение связано с обстоятельствами субъективного порядка, а именно, с человеческими свойствами воспитателя. Привыкая к "своему" групповому помещению, воспитатель не находит в себе сил расстаться с "накопленным" материалом, когда он получает иную возрастную группу.

Еще одно психологическое свойство воспитателя, которое может приводить             к искажению среды - чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу "новое - значит, хорошее".

Также, в психологических особенностях воспитателя укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания "девчоночьих" материалов и пособий (они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики).

В связи с отмеченными выше обстоятельствами общая стратегическая линия при подборе материалов и оборудования для детского сада может быть намечена следующим образом:

1)      материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду;

2) традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду "новому" как ценному самому по себе);

3) начиная с 4-5 лет, необходимо учитывать полоролевую специфику                           и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для мальчиков                    и девочек.

В ФГОС ДО и практически во всех методических рекомендациях подчеркивается необходимость наличия помимо игрушек специального материала, который напрямую не предназначен для сюжетной игры, но обслуживает ее.

Такой материал называют полифункциональным. Полифункциональный материал включает любые предметы, не имеющие специфического назначения, но выступающие        в игре в качестве заместителей. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, мягкие модули (особенно не тематические, а из которых можно создать разнообразные постройки), ширмы, позволяющие отгораживать пространство, всевозможные объемные предметы. Дети старшего дошкольного возраста особенно нуждаются в полифункциональном материале.

Младший дошкольный возраст характеризуется началом становления сюжетно-ролевой игры. В связи с этим в игровой обстановке группы для детей младшего дошкольного возраста должны быть представлены целостные игровые комплексы, включающие маркеры игрового пространства, игрушки-персонажи, предметы оперирования и различные ролевые атрибуты: белая шапочка, плащ-накидка, каска, набор масок сказочных животных и др.

Уже в младшем дошкольном возрасте игрушки-персонажи могут быть подобраны по принципу парности. Например, в игровом уголке могут находиться мишка большой         и маленький, кошечка черная и белая. Подбираются куклы, как правило, изображающие младенцев, мальчиков, девочек и взрослых людей. Важно помнить, что активизируют игру с куклой различные дополнительные атрибуты: наборы одежды, коляски, наборы посуды, сумки, корзинки, мебель и др.

В среднем дошкольном возрасте усложняется содержание сюжетно-ролевой игры, дети осваивают атрибутику различных профессий, начинают понимать художественно-образное решение, воплощенное в игрушке. Поэтому становится возможным привнесение антропоморфных (очеловеченных) животных, стилизованных изображений. Игрушки — предметы оперирования становятся все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности.

Для развития дошкольника в равной мере необходимы культурные образцы разных видов деятельности (которые он получает в партнерстве, сотрудничестве со взрослым)                  и предметная среда, позволяющая осваивать эти образцы.

Таким образом, воспитатель должен представлять - какие материалы нужны для того или иного вида деятельности в том или ином возрасте. Тогда из множества конкретных материалов он сможет сам подобрать подходящие.

Типология материалов для детского сада не может быть абсолютной, универсальной. В данном случае речь идет об условной типологии материалов для каждого из видов деятельности, составляющих образовательный процесс. Основанием разделения материалов на типы является структура и развивающее значение определенного вида деятельности.

По отношению к каждому виду деятельности рассматриваются вопросы размещения материала, направленного на создание целостной многофункциональной                                              и трансформируемой предметной среды группового помещения.

Имея в виду целостный образовательный процесс, необходимо обратить внимание на "стержневые" наборы по каждому виду деятельности, которые в сумме составляли                      бы разумный оптимум и не приводили к перенасыщению среды.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

в первой младшей группе

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:

1)шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

3) домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

4) тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

 

 

 

Материалы для игры с правилами в первой младшей группе

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок овладевает элементарным действием по правилу (осуществлять одинаковые действия одновременно или поочередно с другими участниками игры). Это только предтеча игры с правилами. Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров    и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка          к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

во второй младшей группе

Используется тот же принцип что и в предыдущей возрастной группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства, чтобы не мешать другим играющим, соединять их по смыслу сюжета, это постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.

Материалы для игры с правилами во второй младшей группе

К материалам предыдущей возрастной группы добавляется более разнообразный материал для игры с правилами на физическую компетенцию — ловкость, требующие поочередных действий играющих. Это настольные наборы типа "Поймай рыбку" и т.п.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

в средней группе

В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

Тематические "зоны" редуцируются до ключевого маркера условного пространства, а "начинка" этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках,              в непосредственной близости.

Так, довольно подробно обставленная в младших группах "кухня" для крупных кукол, в этой возрастной группе уже должна быть представлена мобильной плитой/шкафчиком на колесах; кукольная "спальня" и "столовая" — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное может быть достроено детьми из крупных полифункциональных материалов. Универсальная "водительская" зона также становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем. Пара низких (30-50 см.) пятичастных ширм (рам) обеспечивает "огораживание" любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.). Трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой служит подвижным и универсальным заместителем "магазина", "кукольного театра"     и т.п.

Материалы для игры с правилами

Дети 4-5 лет овладевают игрой с правилами во всей ее структурной полноте (ориентация на выигрыш, состязательные отношения). Это происходит прежде всего               в играх "на удачу". Поэтому к предметному материалу, поддерживающему простые игры на ловкость, присоединяется материал, обеспечивающий детские аналоги игр "на удачу".   К нему относятся разнообразные варианты игр "гусек" и "лото".

 

 

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

в старшей и подготовительной группе

В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу— крупным универсальным маркерам пространства                                   и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами.               В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен», по желанию играющих).

"Полные" сюжетообразующие наборы — макеты типа "лего" (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые "населяются" и достраиваются по собственным замыслам детей.

 

Материалы для игры с правилами в старшей и подготовительной группе

В возрасте 5-7 лет в арсенал детской деятельности, кроме игр с правилами                      на физическую компетенцию (на ловкость), на "удачу", начинают входить и игры                     на умственную компетенцию. Часть из них (так называемые словесные игры) не нуждаются в предметной поддержке, часть — игры комбинаторного характера (стратегические) — требуют специального игрового материала. Это наборы для игры в домино, в шашки,               в шахматы.

Материал для игр на "удачу" усложняется, это разнообразные тематические "лото" (с 8-12 частями), цифровое лото, "гусек" с большим полем (до 50 ходов) и игральным кубиком до 6 очков (примерное тематическое содержание игровых наборов см. в разделе "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности").

Усложняются и материалы для игры с правилами на ловкость. Это летающие колпачки, мишень с дротиками и т.п. материалы, требующие более развитой ручной моторики и глазомера. Частично эти материалы совпадают с материалами для двигательной активности.

 

Размещение материала для продуктивной деятельности

в первой и второй младшей группе

  Все материалы для  свободной   самостоятельной  деятельности должны быть доступны детям.

  Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.

  Крупный строительный материал требует много места, поэтому его лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые дети используют в играх со строительными материалами.

  Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.

  Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки. Хорошо, если в корзинах окажутся маленькие игрушечные   персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые будут побуждать детей к использованию их в конструировании.

  Конструкторы лучше разместить на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.

  По окончании работы педагог побуждает детей к совместному складыванию материала    в коробки, корзины.

 

Размещение материала для продуктивной деятельности

 в средней группе

·         Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится                 в коробках, в которых он приобретен.

·         Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять             на полках, а тоже убрать в коробки.

·         Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).

·         Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.

·         Мы считаем, что такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста. Дети 4—5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет).

·         А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку.

·         Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.).

·         В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т.п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями.

·         Баночки для промывания кистей могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место.

·         Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения                        к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.

·         Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.

·         Для индивидуальной работы с детьми можно использовать дидактические пособия         "С утра до вечера" и "Твои маленькие друзья".

·         На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной бумагой рекомендуется использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики, другой материал.

·         В работе с детьми от четырех до пяти лет может применяться клей ПВА.

 

Размещение материала для продуктивной деятельности

 в средней группе

Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготов­ка места для работы, подготовка необходимых инструментов, соответствую­щих размеру детской руки.

Дети данного возраста предпочитают чаще работать инди­видуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотре­но в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятель­ностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены допол