+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для педагогов "Отличие интеллектуальной недостаточности от школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Очень часто плохая успеваемость ученика начального звена отождествляется с интеллектуальными нарушениями. Подобная ситуация является грубой и опасной ошибкой.

Для большей ясности необходимо рассмотреть отличие умственных проблем от самой школьной неуспеваемости. Что в себе содержат данные понятия?

Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) включает в себя группу состояний, которые обусловлены врожденным или приобретенным на ранних этапах недоразвитием психических процессов с ярко выраженной недостаточностью интеллектуальной сферы. Другими словами, у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается недоразвитие высших форм познавательной сферы, что отличает их мыслительные процессы поверхностностью и конкретностью. 

Под школьной неуспеваемостью понимают итоговую неподготовленность учащегося по одному или нескольким предметам при достаточной познавательной активности ребенка.

Ситуации на первый взгляд схожие. Но имеются существенные отличия. Умственная отсталость подразумевает тотальный, а главное, необратимый характер развития познавательной сферы. В случае со школьной неуспеваемостью у учащегося наблюдается неплохой уровень развития когнитивной сферы, но успеваемость по основным школьным предметам остается на низком уровне.

Что же приводит к такой асинхронной ситуации в школьном обучении. Одной из более распространенных причин является неподготовленность ребенка к началу школьного периода, которая включает в себя:

1.     Мотивационную готовность.

2.     Личностную готовность.

3.     Физическую готовность

4.     Интеллектуальную готовность.

Если наблюдается недоразвитие одной из составляющих школьной готовности, то у ребенка возникнут проблемы, которые отразятся на школьной успеваемости.

 Существуют два вида школьной неуспеваемости:

1.     Полная неуспеваемость. Данный вид неуспеваемости отличается минимальным выполнением со стороны ребенка учебных требований, что приводит к полной неусвоенности школьной программы.

2.     Частичная неуспеваемость. Характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой для тех учащихся, которые могут усвоить минимальный учебный материал.

Чтобы преодолеть проблемы, связанные со школьной неуспеваемостью, необходимо знать причины, которые к ней привели.

Принято понимать внутренние и внешние причины, связанные со школьной неуспеваемостью.

Внутренние причины включают в себя проблемы, которые связаны с физическим и психическим здоровьем учащихся.

К внешним причинам относят социальную составляющую (снижение ценности образовательной сферы в обществе, отрицательное влияние социальной сферы ребенка, несовершенства образовательного процесса и т. д.).

Какие проявления школьной неуспеваемости можно наблюдать у учащихся младшего школьного возраста:

- отсутствие мотивационной составляющей у ребенка, как в период поступления в школу, так м на протяжении всего младшего школьного возраста. Иными словами, школьника ничто не побуждает учиться.

- несформированность отношения к школьному обучению со стороны самого школьника, так и со стороны его социального окружения. Ситуация, когда ребенка и его родителей вполне устраивают удовлетворительные оценки и больше стремиться к чему-либо не нужно.

-наличие интеллектуальной пассивности у ребенка. Подобное проявление пассивности наблюдается в случае гипоопеки, так и в случае гиперопеки. В первом случае, у ребенка отсутствуют условия для познавательного и умственного развития на которых строится дальнейшее школьное обучение. Во втором случае, у ребенка есть все условия, а самостоятельность в выполнении задания отсутствует, так как он все делает под пристальным контролем опекаемого его взрослого.  Интеллектуальная пассивность может проявляться в избирательности школьных предметов, так и во всей учебной деятельности.

- отсутствие профессионального контроля со стороны педагога над способами и приемами выполнения учебной задачи учащимся. В результате у школьника не формируется умение учиться, самостоятельно выполнять, поставленную перед ним учебную задачу.

- избегание выполнения учащимся проблемных задач, которые требуют дополнительных интеллектуальных и временных нагрузок.

- безответственность в выполнении домашних заданий. Ситуация выполнения домашних заданий по желанию, когда интересно или просто, либо полное игнорирование домашних нагрузок.

- усвоение учебных задач и знаний в формальном режиме, знания усваиваются без интереса, но с легкостью, при этом часто забываются, не усваиваются и не переносятся на подобные задачи, не побуждают к дальнейшей познавательной активности.

Что делать, если родители вовремя заметили проявления школьной неуспеваемости у своего ребенка, а главное, хотят помочь ему в сложившейся для него проблемной ситуации?

1.     Не впадать в панику и не показывать ребенку своего состояния. Обозначить проблему нужно в доверительной беседе с ним и спокойно обозначить имеющиеся учебные пробелы.

2.     Настроиться на совместную доверительную работу с ребенком, но без лишнего контроля со стороны взрослого.

3.     Поддерживать уверенность ребенка в своих силах, не давая ему лишний повод для усиления чувства тревоги, напряжения, неудачи и вины, в случае неуспеха.

4.     Забыть вопросы по поводу оценок и школьных достижений, он сам даст ответ, если будет уверен в поддержке родителей.

5.     Не обсуждать школьные неудачи с учителем в присутствии ребенка и тем более его одноклассников. Найдите время, чтобы оговорить проблемы и совместные требования к своему ребенку в индивидуальной беседе с учителем.

6.     Подкрепляйте, особенно на первых порах, даже незначительные успехи своего ребенка, причем не только на словах.

7.     Соблюдайте режим учебы и отдыха, особенно в выходные дни и в период каникул.

Важно помнить, что при своевременной и правильно оказанной помощи шансы на успешное школьное обучение значительно повышаются. При данной проблеме не стоит действовать в одиночку, лучше прибегнуть к помощи специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, психоневролога.