+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для педагогов "Основные требования к речи воспитателя логопедической группы

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Дети, посещающие логопедические группы детских дошкольных учреждений гораздо успешнее будут проходить процесс развития и коррекции, если речь воспитателя будет соответствовать следующим требованиям, а именно: ясность, внятность, четкость в произношении звуков и слов. Очень часто встречаются случаи, когда речь воспитателя страдает небрежностью по отношению к маленьким воспитанникам. Взрослый произносит звуки и слова нечетко, не обратив взор на ребенка, недостаточно использует артикуляцию, проглатывая при этом окончание слов, что влияет на грамматическое оформление высказывания.

В идеале, воспитатель логопедической группы должен придерживаться литературных норм и правил родного языка, а также обучать им детей и корректировать в речи окружающих ребенка взрослых.

Разберем более детально, что относится к нелитературным проявлениям в произношении:

1.     Использование побуквенного произношения слов в устном высказывании, слова произносятся так, как они пишутся.

2.     Преобладание в речи местных диалектических особенностей.

3.     Применение неправильного ударения в словах.

4.     Произношение слов с особенностями национальных акцентов.

Если воспитатель обладает правильно сформированной речью, которая соответствует всем культурным нормам, то он может при общении с детьми выразить тончайшие оттенки чувств и эмоций, выразить свои мысли в совершенном речевом взаимодействии. Подобное речевое взаимодействие достигается не только с использованием слов, но и благодаря грамотному использованию средств интонационной выразительности:

- силы голоса,

- темпа,

- логического ударения,

- смысловых пауз,

- наполненного ритма,

- тембра.

Не стоит уточнять, что произведения художественной литературы, представленные воспитателем детям с использованием вышеописанных средств, позволяют воспитанникам более качественно воспринимать содержание, почувствовать силу и выразительность художественного слова.

И, наоборот, монотонное речевое общение утомляет маленьких слушателей, как в процессе прочтения литературных произведений, так и в процессе непосредственного межличностного вербального общения со значимым взрослым.

Хорошо, если речь воспитателя логопедической группы отличается эмоциональной насыщенностью, с богатой интонационной наполняемостью, в меру громкой и неторопливой. Негативно влияет на формирование и развитие детской речи чрезмерная торопливость и неправильное произношение звуков в речи окружающих ребенка взрослых, особенно тех, которые с ним работают. Речевое высказывание воспринимается дошкольником лучше если оно предоставляется ему в замедленном темпе. Умеренная замедленность вербального взаимодействия между взрослым и ребенком повышает отчетливость речи взрослого, и наоборот, необоснованно ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной для детского слухоречевого восприятия. Стоит вспомнить сказки, которые были записаны на пластинки, где мастера художественного слова читают произведения в замедленном темпе, который для разговорной речи не совсем актуален. Это опять доказывает то, что материал, предъявляемый в замедленном темпе легче для детского восприятия и запоминания.

Главное, помнить, что замедленность речи в предлагаемом ребенку художественном слове должна быть оправданной на данный момент.

Чтобы профессионально использовать свои голосовые возможности в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо бережно относится к своему голосу. Голос является профессиональным инструментом воспитателя, и им нужно учиться правильно пользоваться, заботиться о нем, беречь его от перегрузок. Неверное использование функций голосового аппарата проявляется, чаще всего, в чрезмерном повышении его силы и громкости. Если складывается ситуация, когда необходимо повысить голос для усиления воспитательного эффекта, не нужно срываться на крик. Следует, немного увеличить громкость, более четко и ясно произносить слова при замедленном темпе речи.

Рассмотрим несколько рекомендаций по сохранению голоса педагогическим работникам:

1.     Ранняя диагностика. Любые инфекционные заболевания, снижение силы голоса, проявление осиплости, затруднение при разговоре – все это повод обратиться к специалисту.

2.     Отдых. Использование любой возможности, даже небольшой паузы, отдохнуть. Дробное молчание в течении рабочего дня дает возможность не перенапрягаться голосовым связкам.

3.     Молчание. Педагогам необходимо придерживаться правила – применять 2-3 часовое молчание после трудового дня или минимально пользоваться речью в этот временной период.

4.     Тепло. Голосовой аппарат педагога очень чувствителен к резким температурным перепадам. Не нужно выходить на улицу сразу после окончания работы, если нет возможности подождать, то необходимо выпить несколько глотков воды комнатной температуры.

5.     Лечение. При первых проявлениях заболеваний верхних дыхательных путей необходимо начать лечение и соблюдать строгий голосовой режим. В идеале, возвращаться к работе можно после полного выздоровления и полного восстановления всех речевых функций.

6.     Спокойствие. Педагогическая и воспитательская деятельность не отличается спокойствием, часто связана с эмоциональным и нервным перенапряжением. Нужно постараться организовать свое личное и профессиональное пространство так, чтобы нервная система не была подвержена стрессам и неожиданным нагрузкам.

7.     Избегание раздражителей. Не стоит увлекаться приемом острой, горячей или холодной пищей, нежелательно употребление алкоголя. Употребление перечисленных продуктов негативно влияет на слизистую оболочку органов артикуляционного аппарата.

Если придерживать этих несложных советов, то профессиональный голос будет отвечать благодарностью.